Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1. Патриаршее управление

  Управление Греко-Восточной Церковью, как и в прежние века, сосредоточивалось в руках четырех православных патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
  Константинопольский патриарх, занявший ещё с 451 года первенствующее положение по чести среди прочих патриархов, продолжал сохранять это положение. Он стоял во главе всех важнейших событий церковно-исторической жизни, принимал активное участие в разрешении общецерковных вопросов и своим авторитетом давал силу тем или другим решениям. Остальные три патриарха Востока, находясь под игом магометан и латинян и имея в своем управлении небольшую паству, принимали меньшее участие в общецерковных делах и пользовались меньшим авторитетом сравнительно с патриархом Константинопольским. Но авторитет его не был таким подавляющим на Востоке, как авторитет римского папы на Западе. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский не находились в подчиненном положении к патриарху Константинопольскому. Взаимоотношения всех восточных патриархов представляли собой союз равных по достоинству и власти иерархов. Константинопольский патриарх, вследствие чисто исторического стечения обстоятельств, был только первым между равными. История попыток к соединению Церквей вполне подтверждает это. Константинопольские императоры и патриархи, как скоро переговоры о соединении Церквей принимали серьезный характер, всегда приглашали к участию других вос­точных патриархов.
  Так, когда в первой половине XIII века шли переговоры латинян с Никейским императором Иоанном III Дукой (1222-1254 гг.) и патриархом Германом, последний определенно сказал папским легатам, что без консультации восточных патриархов не может принимать окончательное решение.
  Во время Лионской унии 1274 года император Михаил VIII Палеолог (1224-1282 гг., император - 1261-1282 гг.) предпринимал дипломатические усилия к тому, чтобы получить согласие на унию от Александрийского патриарха Афанасия III, проживавшего в то время в Константинополе, а на Флорентийском соборе восточные патриархи в лице своих уполномоченных принимали самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о соединении Церквей. Каждый патриарх, при содействии разных должностных лиц и учреждений, находившихся в его ведении, управлял своей Церковью вполне самостоятельно и независимо один от другого, соблюдая одновременно принцип соборного управления Церковью.
  Для третьего периода истории Церкви характерен созыв поместных соборов, так как вопросы веры были уже определены на Вселенских соборах. Поместные соборы были двоякого рода: частные, состоявшие из одного какого-либо патриарха с подчиненными ему митрополитами и епископами, и общие, в которых принимали участие все или некоторые патриархи сами лично или через своих уполномоченных. Соборы частные, или иначе синоды, действовали постоянно в каждом патриархате. Круг их действий был весьма обширен: вместе с патриархом они осуществляли надзор за всеми сторонами церковного управления, разбирали дела о ересях и еретиках, например, по поводу ереси богомильской, имели право суда над епископами и митрополитами, и даже иногда над патриархами, и избирали кандидатов на епископские и патриаршие кафедры и тому подобное.
  Общие же соборы собирались весьма редко: политические об­стоятельства препятствовали восточным патриархам собираться на них. Только особенно важные дела, касавшиеся всех Церквей Востока, требовали созыва поместных соборов. К такого рода делам относится, например, попытка олатинить Восточную Церковь при посредстве Флорентийской унии; тогда как было упомянуто выше, состоялось два собора в Иерусалиме (1443 г.) и Константинополе (1450 г.).

 
© www.txtb.ru