Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 8. Вселенские и поместные соборы, их значение для формирования православной догматики и канонического права

  Высшим органом власти в христианской Церкви являлись соборы. Их постановлениям были обязаны подчиняться и патриархи. Благодаря благоприятным условиям, наступившим для церкви со времени Константина Великого, соборная деятельность церкви достигла большого размаха.
  По своему значению соборы этой эпохи делились на поместные и вселенские.
  Поместные соборы созывались или в пределах митрополий или в пределах патриархатов. В первом случае их постановления имели обязательное значение для митрополичьего округа, во втором - для патриархата. Однако постановления десяти Поместных соборов получили основополагающее значение для всех христианских церквей. К ним относятся Анкирский в Галатии (314 г.), Неокесарийский в Каппадокии (315 г.), Гангрский в Пафлагонии (ок. 340 г.), Антиохийский (341 г.), Сардикийский (344 г.), Лаодикийский (381 г.), Константинопольский (394 г.), Карфагенский (419 г.), Константинопольские соборы 861 и 879 годов.
  Но неизмеримо выше по своему значению были Вселенские соборы. Они оправдывали свое название в силу своей вселенской власти, как последней безапелляционной инстанции. На них были представители от церковных округов всей Римской империи, в т.ч. и епископы церквей, не входивших в состав империи. Таким образом, на этих соборах был слышен голос всей христианской Церкви, а постановления и определения собора носили характер вселенской воли. Вот почему определения Вселенских соборов относительно догматического учения, богослужебных, канонических и дисциплинарных порядков имеют обязательное значение для всей христианской Церкви. Их историческое значение состоит в том, что они явились выражением вселенского христианского единства на все времена. Вселенские соборы созывались императорами по согласованию с высшей церковной властью. Представителем государственной власти на них был особый чиновник, назначаемый государем. Он открывал заседание собора чтением императорских грамот. Деятельность соборов, а также расходы, связанные с поездкой их участников на собор, финансировались государством, где проходил собор. В соборных совещаниях могли принимать участие члены низших ступеней клира и миряне, но решающее значение имел голос епископов. История Церкви знает семь Вселенских соборов: Никейский (325 г.) осудил арианскую ересь, Константинопольский (381 г.) осудил духоборческую ересь, Ефесский (431 г.) - несторианскую ересь, Халкидонский (451 г.) - евтихианскую (монофизитскую), Константинопольский (553 г.) - ересь о трех главах, Константинопольский (680 г.) - монофелитскую ересь, Никейский (787 г.) - иконоборческую ересь.
  Кроме правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных соборов в каноническое право были включены апостольские правила (85), правила святых отцов: Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и др., которые постепенно патриархами Иоанном Схоластиком (VI в.), Фотием (К в.), римским аббатом Дионисием Малым (VI в.), и другими были приведены в систему.

 
© www.txtb.ru