Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 7. Старокатоличество

  Результатом провозглашения в 1870 году догмата папской непогрешимости было возникновение в Западной Церкви особого движения, получившего название старокатоличества.
  Прежде всего, такая оппозиция возникла в Мюнхене среди профессоров богословия и философии. Во главе её стал знаменитый профессор церковной истории священник Игнатий Деллингер. Он прямо заявил, что как христианин, богослов и историк должен отвергнуть догмат непогрешимости, как противоречащий Священному Писанию, учению отцов Церкви, Преданию и истории, и это заявление готов обосновать перед собранием епископов и богословов. Такой смелый протест высокоавторитетного ученого - историка и богослова произвел громадное впечатление.
  К протесту Деллингера присоединились многие ученые, и в 1871 году в Мюнхене состоялся первый съезд недовольных Ватиканским собором. На съезд прибыло до 500 депутатов от разных сочувствующих этому движению общин. На конгрессе был выработан проект устройства новой церковной общины. В её основу было положено очищение христианского вероучения от папских заблуждений, восстановление догматических истин древней вселенской нераздельной Церкви и воссоединение с православными церквями. Эта община получила название старокатоликов.
  В 1872 году они выбрали своего епископа, боннского профессора Иосифа Рейнкенса. Рейнкенс получил рукоположение от епископа независимой от Рима Утрехтской церкви в Голландии, соединившейся со старокатоликами. С тех пор старокатолические общины стали возникать в разных городах Германии, Швейцарии и Венгрии. В 1909 году к ним примкнули ещё независимые от Рима польские старокатолики «мариавиты» - почитатели Девы Марии. Однако впоследствии они были исключены из Утрехтского союза старокатоликов.
  Задавшись мыслью о сближении и даже восстановлении общения как с Восточной Православной Церковью, так и с западными христианскими общинами, признающими церковные начала времен Вселенских соборов, лидеры старокатоличества устраивали съезды, на которых обсуждали и уясняли вопросы веры, послужившие причиной разделения Церквей. На эти съезды каждый раз приглашались и ученые представители православной науки. Многие вопросы были разрешены в пользу Православной Церкви, и самое важное было то, что старокатолики исключили из 8 члена Символа веры прибавление об исхождении Святого Духа и от Сына.
  Они также решительно отвергли учение о всевластии и непогрешимости папы, о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище; отвергли обязательность постановлений Тридентского собора, разных папских булл, Силабуса 1864 года, отменили в принципе безбрачие духовенства.
  Несмотря на значительное сближение по многим догматам вероучения с Православной Церковью, старокатолики под влиянием епископов Англиканской и Утрехтской церквей и протестантских ученых не находят возможным «подчиняться догматам и формулам одной церкви», а полагают «утверждаться на базе свободного признания существенного учения Вселенской церкви и на католическом принципе содействия духа христианской истине и любви».
  Эти мнения высказывались представителями старокатолицизма на четвертом международном конгрессе старокатоликов, проходившем в 1897 году в Вене.
  В начале XX века Константинопольский патриарх Иоаким III обратился с окружным посланием к Православным Церквям высказаться относительно желательности и нежелательности сближения и единения со старокатоликами. Православные Церкви ответили, что если старокатолики проявят единомыслие в догматических вопросах с православными, то можно вести с ними диалог о будущем воссоединении.
  Во время Первой мировой войны (1914-1918) старокатолические церкви переживали кризис.
  После войны начались переговоры между заинтересованными сторонами в рамках международных конференций в Берне (1920 и 1925 гг.) и Лозанне (1927 г.), без участия представителей Русской Церкви. В 1923 году была основана Старокатолическая Церковь в Югославии, где она быстро распространилась среди хорватов и словенцев.
  В 1925 году на конгрессе в Берне старокатолики признали действительность англиканских посвящений епископов, после чего в 1931 году было установлено молитвенное общение с Англиканской церковью.
  На официальных собеседованиях представители Православных церквей со старокатоликами в 1931 году в Бонне выявились основные разногласия по вопросу рукоположения и брака духовенства. Старокатолики настаивали на том, что в крайнем случае, без собора хиротонию во епископа может совершать один епископ, по примеру Утрехтской церкви, и что брак для всех степеней церковной иерархии допустим и после принятия священного сана.
  В этом же году был установлен так называемый «intercommunion», то есть взаимное литургическое евхаристическое общение с Англиканской церковью.
  Было принято Боннское соглашение между старокатоликами и англиканами, состоящее из трех пунктов:
  1. Каждое из церковных обществ признает кафоличность и самостоятельность другого, сохраняя свою независимость.
  2. Каждое из церковных обществ согласно допускать к участию в таинствах вообще членов из других церковных обществ. Практически это положение выразилось в соучастии представителей двух конфессий в совершении таинства хиротонии в епископы.
  3. «Интеркомюнион» не требует от каждого из церковных обществ признания всех богословских мнений, литургических особенностей, а предполагает, что каждая из сторон должна содержать «основное», а именно: отношение к Священному Писанию и Священному Преданию, к соборам до 1000 года, учению о таинствах, о непрерывности апостольского преемства.
  В конечном итоге Боннское соглашение установило, что Старокатолическая церковь признает Англиканскую церковь, как католическую церковь Англии, а Англиканская - Старокатолическую, как ортодоксальную Католическую Церковь в Нидерландах, Германии, Швейцарии и других странах.
  Указанное признание и явилось тем, что имеется в виду, когда говорится об установленном «интеркомюнионе».
  При этом каждая из сторон обещала: Англиканская - что не будет уклоняться в сторону реформации, а Старокатолическая - к римскому вероучению.
  В 1935 году в Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Франции и Польше насчитывалось почти 170 тысяч старокатоликов. Кроме этого, имеются старокатолические епархии в Америке (ок. 100 тыс. членов), которые отличаются от европейских старокатоликов.
  Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет Церквей. В настоящее время общая численность старокатоликов, после объединения их с Польской национальной церковью, составляет около 350 тысяч человек.

 
© www.txtb.ru