Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Христианская жизнь

  Тяжелый политический гнет, граничивший с рабством, нестабильность, злоупотребления в церковной иерархии, упадок просвещения, стеснения в совершении богослужения - все это в совокупности привело к тому, что нравственность в среде греков стала ниже, чем во времена существования Византийской империи. Поэтому жизнь большинства греков как христиан во времена Турецкого владычества представляет мрачную картину. В среде простого народа под тяжестью безысходного рабства заметно стал проявляться религиозно­нравственный индифферентизм. Индифферентизм одних греков доводил до отступничества от веры, так что они с поразительной легкостью делались мусульманами или униатами, а других делал холодными и равнодушными в своей вере.
  Религиозное равнодушие таких греков проявлялось между прочим в редком посещении храмов, в уклонении от исповеди и святого причащения и т.п. Под влиянием мусульманских понятий многие греки утратили христианский взгляд на таинство брака. Некоторые же, не стесняясь, отдавали своих дочерей в турецкие гаремы. Наконец, турецкий закон о прощении христианину всякого преступления, даже убийство, под условием принятия им мусульманства, повлиял на греков отрицательно - возможность избежать наказания открывала широкую дверь все­возможным преступлениям.
  Под влиянием всех этих неблагоприятных условий греки мало-помалу стали забывать евангельские начала нравственности, и тем паче, придерживаться их в жизни. Напротив, живя среди мусульман и притом в рабском состоянии, они бывали вынуждены приспосабливаться к обычаям и нравственным понятиям своих господ - турок, весьма часто воспринимать те или другие из них и руководствоваться ими в своей жизни. Патриархи и епархиальные архиереи не отличались от турецких чиновников, занимались интригами, честолюбие и корыстолюбие сочеталось у них с деспотизмом и страстью к роскошной жизни. Афонский монах-писатель Пахомий Русан в своей беседе «О важности и пользе книг Священного Писания» дает такую характеристику епархиальным архиереям: «Попрошайки и раболепы восходят на кафедры и отовсюду собирают деньги ни на что потребное, не хотят они видеть человека, любящего мудрость, считая это обличением своего невежества, называют таких сумасбродами, беспокойными, малодушными, потому что не подчиняются глупостям их».
  Низшее духовенство, грубое и невежественное, не понимая своего пастырского призвания, также заботилось только о поборах со своих прихожан, обращая доходы от совершения церковных треб и таинств в прямую торговлю. По отзывам путешественников, низшее духовенство поражало своей небрежностью в совершении богослужения и каким-то бессознательным неуважением к святыне. Греки высшего сословия, фанариоты, вследствие своей страсти к интригам, соединенной с забвением всяких нравственных правил, приобрели на Востоке такую же незавидную репутацию, какую на Западе имели иезуиты.
  На этом фоне, как лучом света в темном царстве турецкого владычества, мы восхищаемся благочестивыми патриархами-подвижниками, доблестными ревнителями православия и мучениками за веру. Все эти светлые личности являются перед нами истинными христианами, носителями святости, всегда присущей Церкви Христовой на земле. Афонские монастыри, как и в прежние времена славились, так и в этот период прославились подвижниками христианского благочестия.

 
© www.txtb.ru