Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.1. Свойства существа Божья как «бытия» всесовершеннейшего

  Бог есть бытие всесовершеннейшее. Отсюда, прежде всего, вытекает, что Он, действительно, существует, имеет реальное бытие, а не бытие только в нашей мысли, потому что реальное действительное бытие совершеннее небытия или бытия только в возможности, только в одном представлении. Отсюда следует далее, что Бог чужд недостатков и ограничений, свойственных бытию конечному. Бытие же конечное, все предметы и существа видимого мира ограничены по началу и причине своего бытия, и по условиям своего существования: (по началу и причине своего бытия они зависят от сторонней причины, иначе — они не самобытны; в дальнейшем своем существовании они также зависят от многих других предметов и существ, а также от условий пространства и времени, поэтому они подвержены постоянным видоизменениям, возникают и исчезают). Бог же, как всесовершеннейший, свободен от всех этих ограничений, следовательно, Он есть существо самобытное, ни от кого и ни от чего не зависимое по Своему бытию, а потому не зависимое ни от кого и ни от чего и в Своем существовании свободное от каких-либо перемен, а также от условий пространства и времени. Отсюда вытекают следующие свойства существа Божия, как бытия всесовершеннейшего:
  1) самобытность (характеризует отношение Бога к началу и источнику бытия);
  2) вечность (характеризует отношение Бога к условиям времени);
  3) неизменяемость;
  4) неизмеримость и вездеприсутствие (характеризует отношение Бога к условиям пространства).
  1. Самобытность
  Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Себе Самом. Все, что существует, имеет источник, причину своего бытия, вне себя. Бог же имеет причину Своего бытия только в Себе Самом, имеет бытие не производное, а саможизненное. К этому свойству в
  Боге мы приходим и посредством разума, который не может представить бесконечного ряда причин, а требует конечной, первой причины. Священное Писание говорит о самобытности Божией весьма ясно. «Я есть сущий (Иегова), говорил Сам Бог Моисею при купине, и сказал: так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам» (Исх. 3 : 14). «Этим именем, — говорит святитель Григорий Богослов, — именует Он (Бог) Сам себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно изображается в словах Спасителя: «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5 : 26). Та же мысль выражена у пророка Исаии, которому Господь говорит: «Это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (43 : 10), а также в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова, где читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель» (Апок. 1 : 8).
  Вечность и неизменяемость
  Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени.
  2. Вечность — это такое свойство, которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Вечностью устраняет в Боге все, что входит в понятие времени. Бог существует вне границ временных. Вечность — есть следствие самобытности. Вещи и существа мира не вечны, потому что они не самобытны, потому что они не имеют в себе самих источника своего бытия и условий для своего существования. Эти условия лежат вне их: есть они на лицо — вещи возникают, устраняются эти условия — вещи и предметы прекращают свое существование. (Пример: любое растение, любой предмет). Бог самобытен, все условия Своего бытия Он имеет в Себе самом, поэтому Он вечен. С вечностью в Боге неразрывно связано свойство его неизменяемости.
  3. Неизменяемость есть такое свойство в Боге, которое обозначает, что Бог в Своем существе, Своих силах и совершенствах, в Своих определениях всегда пребывает один и тот же, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое — лучшего в худшее или худшего в лучшее. Это свойство Божие также является следствием самобытности. Почему все вещи и существа изменяются? Потому, что условия их существования лежат вне их. Улучшаются эти условия — вещи изменяются к лучшему, ухудшаются эти условия — вещи портятся, стареют. Пример — жизнь растения, животного, человека. Всякое тварное бытие подлежит развитию и в этом состоит его изменение. Жизнь Бога не развивается, следовательно, она не подлежит изменению.
  «Божество не подлежит превратностям и изменениям», — говорит святитель Григорий Нисский, — так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы приложиться».
  О вечности Божией так говорит Священное Писание: «Я первый и Я последний»; «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же» — неоднократно говорит Господь у пророка Исайи (48 : 12; 41 : 4; 44 : 6); «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43 : 10).
  В Новом Завете также Господь свидетельствует: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец» (Апок. 1 : 8). У Псалмопевца читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89 : 2). Мысль этих изречений та, что куда бы человек не простирался умом своим при измерениях времени — к началу или концу, — он везде встречает Бога. Следовательно, Бог выше всяких измерений времени. Самый образ вечного бытия Священное Писание изображает совершенно отличным от образа бытия конечного. Псалмопевец говорит: «Тысяча лет пред глазами Твоими, Господи, как день вчерашний» (Пс. 89 : 5), а апостол Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Петр. 3 : 8).
  Изображая неизменяемость Божию, Священное Писание устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке, — «не яко человек Бог колеблется, ниже яко Сын Человеческий изменяется» (Числ. 23 : 9) также устраняет всякую изменяемость замечаемую в природе: «в начале Ты землю основал, и небеса — дела рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их,— и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101 : 26-28).
  Слово Божие свидетельствует, что «от Отца Светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1 : 17), — то есть ни тени перемены, и Самого Бога представляем говорящим о Себе: «Я Господь Бог ваш и не изменюсь». (Мал. 3 : 6).
  Указывают иногда некоторые трудности, возникающие в связи с свойством неизменяемости Божией. Так:
  а) как согласить с неизменяемостью Божией рождение в Нем Сына и исхождение Духа Святого? Разрешение этого недоумения находим у святого Иоанна Дамаскина. По мысли святого отца, тогда бы только Бог подвергся изменению, когда бы Он во времени рождал Сына, сделавшись Отцом после и не был им прежде; когда бы рождал не Сам Собою, а при содействии со вне; когда бы происходило отделение существа Сына от существа Отца. Подобное же рассуждение приложимо и к исхождению Святого Духа;
  б) как согласить с неизменяемостью Божией воплощение Бога Слова в лице Иисуса Христа? Ответ дается в учении Церкви о том, что два естества в Иисусе Христе, при единстве Ипостаси соединены «неслитно и неизменно» или непреложно. Изменение произошло бы лишь в том случае, если бы Божество смешалось с человечеством (как учили монофизиты), образовав из себя и человечества новое смешанное естество;
  в) как может сохраняться неизменяемость Божия, когда Бог во времени сотворил мир? Творение мира не есть что-либо случайное, непредвиденное Богом, мысль о мире существовала в уме Божием от вечности и притом, как мысль о мире, имеющем быть созданным во времени: все дела Божьи известны, задуманы Им изначально. Творение мира есть ни что иное, как осуществление во времени вечной и неизменной мысли Божьей.
  4. Неизмеримость и вездеприсутствие Божие
  Эти свойства характеризуют отношение Бога к условиям пространства. Находясь выше условий времени, Бог не ограничен никакими пределами пространства. Он — неизмерим, то есть не подлежит никакому ограничению пространством или местом, не может быть ни чем извне стесняем или ограждаем, ничем исключаем или чем-либо заключаем. Он выше всякой пространственности или измеримой протяжимости. Он — существо необъятное, неограниченное или неизмеримое. Это свойство Божие стоит также в тесной связи с самобытностью. Конечные вещи ограничены пространством, подлежат измерению (длина, ширина, глубина, высота), потому что они не самобытны, они зависят от других вещей, которые и полагают границы их существованию и в пространстве так же, как и во времени.
  Наблюдения показывают, что чем более в существе или предмете способности к внутреннему, самостоятельному существованию (то есть самобытности), тем более оно способно овладевать пространством, тем менее оно стеснено им. Растение, например, более может овладевать пространством, чем камень (корнями в земле, ветвями в воздухе); животные, одаренные силою движения, еще менее зависимы от пространства, через перемену места (человек еще более подчиняет себе пространство и господствует над ним), не только техническими достижениями, но и мыслями и стремлениями; чистые духи еще более свободны от пространственных ограничений. Бог же не объемлется и целым миром, как говорит Иустин Философ. Он выше всякой измеримой пространственности. Рассматриваемый же в отношении к миру Он есть Существо вездесущее, то есть Он пребывает не в одном каком-либо месте, или не так, что в одно время — в одном, а другое — в другом, но наполняет Собою все, пребывает везде, всегда и всецело. В мире, как физическом, так духовном, нет ни одного места, ни одного сотворенного существа и во всех этих существах нет никакого состояния и действия, где бы Бог не присутствовал.
  Откровение так свидетельствует о неизмеримости Божией «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23 : 24), вопрошает Господь, внушая мысль о том, что Он не ограничен видимым миром: «Небо — престол Мой, земля же подножие ног Моих: где же вы построите дом для Меня, и где место покоя Моего». (Ис. 66 : 1) говорит Он чрез пророка Исаию. Но особенно картинно изображает свойство вездеприсутствия Божия псалмопевец Давид, взывая: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего, куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138 : 7-10). В Новом Завете мысль о вездеприсутствии Божием необходимо предполагается учением Спасителя, что поклонение Богу духом и истиною не может быть привязано к какому-либо определенному месту, а должно совершаться повсюду. «Грядет час, — говорит Христос в беседе с самарянкою, — когда ни на этой горе (Гаризим), ни во Иерусалимских поклонитесь Отцу».
  Разъясняя образ вездеприсутствия Божия в мире, отцы Церкви говорили, что нельзя представлять его так, будто Бог разлит по всему миру наподобие воздуха или света; нельзя также представлять, что Он проникает Собою все, как например, вода проникает плавающую в ней губку, нельзя представлять, что он находится в различных частях мира различными частями Своего Существа, в больших — более, в меньших — менее; нельзя представлять Его вездеприсутствие только действиями и т.д. Вездеприсутствие Божие, учили Отцы Церкви, нужно понимать так, что «Он есть Весь во всем, но и вне и выше всего», что, следовательно, Он присутствует не только своими действиями и силами, но и самым Существом Своим. Должно впрочем помнить, что все попытки уразуметь образ вездеприсутствия Божия в мире не уясняют нам этой тайны. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит, «что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем, потому что нам известно только присутствие чувственное и не дано разуметь вполне естества Божия».
  Для объяснения способа вездеприсутствия Отцы Церкви прибегали к некоторым аналогиям. Так, солнце проникает весь мир, давая ему жизнь, но не сливается с природой. Душа находится в теле, но не составляет части его, указать место присутствия души в теле нельзя. Отношение Бога к миру свободное: в одном месте одним существом Он открывается так, в другом — иначе. Вездеприсутствие Божие есть свободное положение Себя в миру. Поэтому Он присутствует и в аду, и в порочных людях, ибо святость Его подобна свету, который нисколько не теряет своей чистоты, когда проходит и через загрязненную среду.


 
© www.txtb.ru