Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Понятие и содержание деятельности религиозных организаций

  Религия в переводе с лат. religio означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Существуют два подхода к определению религии: содержательный и функциональный.
  Первый рассматривает религию как социальное действие, которое отличается от других тем, что направлено на священный объект.
  Функциональный подход определяет религию как деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою жизнь. Способность направить человеческие действия, определять их общую тенденцию среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, что является существенной отличительной чертой религии у сторонников функционализма.
  Религия - сложная социальная система, которая включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
  Религиозная организация - добровольное объединение физических лиц, образованное в целях совместного исповедения и распространения веры и обладающая правоспособностью юридического лица в соответствии со своей целью признаками: вероисповедение; совершение благослужения, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
  Важнейшей целью религиозных организаций является формирование у их членов определенных целей, ценностей, идеалов. Достижение этих целей достигается посредством выполнения следующих функций:
  - выработка систематизированного вероучения;
  - разработка систем его защиты и оправдания;
  - руководство и осуществление культовой деятельности;
  - контроль и осуществление санкций за исполнение религиозных норм;
  - поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
  Религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Структура такого института представляет собой организационно - оформленное взаимодействие различных систем, имеющих также статус социальных институтов.
  Регулирование отношений между ними осуществляется при помощи организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в уставах и положениях о конфессиональных организациях. В соответствии с ними определяется структура этих организаций, характер отношений между верующими, священослужителями и руководящими органами организаций и структурными подразделениями, определяется их деятельность, права и обязанности.
  Федеральный закон РФ от 25 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», определил наиболее важные принципы осуществления свободы совести:
  - равноправие граждан независимо от их отношения к религии;
  - равенство религиозных организаций перед законом;
  - наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения;
  - светский характер системы государственного образования.
  Все религии и религиозные организации равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Г осударство нейтрально в вопросах веры и убеждения.
  В РФ религиозные организации могут создаваться в форме религиозных групп, осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица и религиозных организаций. Граждане образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
  В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. В Российской Федерации местная религиозная организация должна состоять не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающий в одной местности. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение её существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованная религиозная организация должна состоять не менее чем из трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.
  Сущность и роль продукта религиозной организации
  Как говорилось выше религиозная организация является некоммерческой организацией, следовательно можно определить религиозную продукцию как продукт некоммерческого сектора (ПНС).
  Продукт некоммерческого сектора (ПНС) - это услуга (работа) некоммерческой организации по производству общественных благ и товаров индивидуального потребления, удовлетворяющих частные и некоторые всеобщие потребности нуждающегося населения.
  ПНС существует в различных формах, в том числе, как продукт религиозных организаций в виде культовых услуг и предметов культа. Для определения специфики ПНС необходимо во-первых определить является ли некоммерческой уставная деятельность религиозных организаций, например мусульманской мечети?
  Так как за религиозные услуги и предметы культа верующие платят немалые деньги. Так же и мечеть оказывает услуги верующим (передает предметы культа).
  Специфической чертой продукта религиозных организаций является высокая себестоимость производства, так как используется в основном ручной труд, а небольшие масштабы производства (за исключением печатной продукции) не позволяют использовать эффект уменьшения затрат от масштаба производства продукции.
  Вторая специфическая черта продукта религиозных организаций заключается в том, что верующие в виде своей жертвы оплачивают не столько стоимость предмета культа и оказываемые услуги, а сколько сопровождающие их свойства, т.е. полезность присущие только им.
  Религиозные предметы культа ценны не сами по себе, а своей способностью устанавливать контакт с потусторонним миром - контакт с Аллахом и святыми, защита от нечистой силы, несчастных случаев.
  Данную способность они приобретают после религиозного ритуала (освящения, молитвы). Для верующих полезность религиозных атрибутов и обрядов имеет большое значение, не сравнимо с земными ценностями, т.к. они касаются защиты и спасения души человека.
  Третья черта проявляется в том, что религиозные организации в основном являются монополистами в оказании услуг по общению с миром всевышнего хотя бы по той причине, что мировые религии являются обычно традиционными и господствующими на той или иной территории. Народы различных национальностей используют свою религиозную веру. Так, русские - православную, немцы - протестанты, итальянцы, испанцы, португальцы - католики, американцы - в большинстве своем баптисты, арабские народы - мусульмане и т.п. Поэтому монопольно существующие религиозные организации могут устанавливать монопольные цены на свои услуги и продукцию.
  Четвертой особенностью религиозного продукта является наличие больших внутренних и внешних положительных эффектов по сравнению не только с коммерческим продуктом, но в отношении других видов ПНС.
  Это объясняется важным значением духовной сферы, где функционируют религиозные организации.
  Если суммировать себестоимость производства ПНС, квазиприбыль ПНС (которая может быть выражена через общественный авторитет организации и сопоставима с материальными активами) и внешние эффекты от воспроизводства ПНС, то мы получим общественную ценность ПНС. Данное понятие сопоставимо с понятием ценность в экономической теории, однако более емкое, поскольку применимо не только микро-, но и к макроуровню и включает в себя внешние эффекты.
  Применение в отношении религиозных организаций экономических терминов и теорий (помимо чисто бухгалтерских, используемых на практике) позволяет оценивать их деятельность более комплексно с оценкой как экономического, так и социального эффекта.
  Организации, не являющиеся юридическими лицами:
  Главное из них - простое товарищество. По договору простого товарищества (договор о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для получения прибыли или достижения какой-либо другой цели. Сторонами договора простого товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации. Внесенное товариществами имущество, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются общей долевой собственностью товарищей.
  Если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело. В противном случае товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.
  Хотя простое товарищество не является юридическим лицом, оно рассматривается как одна из правовых норм предприятия. Во-первых, простое товарищество представляет собой способ координации действий экономических субъектов, отличный от рыночного. Во-вторых, участники товарищества, объединяя свое имущество, экономят трансакционные издержки рыночных взаимодействий. Именно экономия трансакционных издержек является основным мотивом деятельности предприятий.
  Паломническая деятельность
  В Исламе установлено совершение обязательного паломничества в святую землю — хадж, помимо него есть вариант факультативного паломничества — посещения городов Мекки и Медины вне дней Курбан-байрама, а также посещение Иерусалима — расположенной там мечети аль-Акса. Помимо этих обязательных форм паломничества есть так называемые «зияраты», т.е. посещение памятных мест. В Татарстане, например, принято ежегодное посещение г. Булгара. Сейчас происходит формирование календаря и географии таких посещений по всей России: в Башкортостане это могила Хасанбека в Чишмах, в Ульяновской области — могила ишана Хабибуллы Хансаварова и т.д.
  В стадии институализации находится паломничество к мечети Кул Шариф и Казанскому Кремлю в целом с башней Сююмбеки и мавзолеями Казанских ханов.
  В этой связи многие мечети и ДУМы стали больше обращать внимания учреждению паломнических служб. Отправка людей в хадж обычно производится коммерческими организациями, туристскими фирмами, поэтому зачастую имеет к работе собственно религиозных организаций косвенное отношение.
  Законодательство, определяя понятие временного выезда населения в различных целях, не использует термин «паломничество». Применяются термины «туризм», туристская деятельность. Туристская деятельность организуется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 года №12-ФЗ). В ст. 1 дается следующее определение: «туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно­оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно­спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
  Временный выезд (путешествие) граждан в религиозных целях может быть назван и паломничеством, и религиозным туризмом. Следовательно, и та, и другая деятельность подпадает под действие данного закона.
  Виды деятельности по организации путешествий граждан в религиозных целях представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) применительно к туристической деятельности.
  Религиозный туризм, как разновидность светского туризма, ставит своей целью ознакомление с традициями и историей, религиозными памятниками архитектуры и представляет собой составную часть познавательного туризма. Цель паломника — святыня, объект духовного поклонения.
  Законодательно термин «паломничество» упоминается в Федеральном законе РФ от 26 сентября 1997 года №126-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (п. 1,2 статьи 16).
  Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
  1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
  2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
  Паломничество и религиозный туризм различаются не только с духовной, но и с экономической стороны. Организация паломничества относится, как правило, к некоммерческой деятельности, а религиозный туризм носит коммерческий характер.
  Некоммерческая деятельность по организации паломничества имеет следующие характерные черты:
  — финансирование за счет пожертвований
  — минимизация расходов.
  Паломническая служба, созданная при мусульманской религиозной организации, является структурным подразделением религиозной организации. Следовательно, ее деятельность должна соответствовать требованиям Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» и Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  Религиозные организации относятся к некоммерческим, а для них законодательно разрешена предпринимательская деятельность наряду с уставной непредпринимательской. Единственное условие — обособленное ведение учета предпринимательской деятельности. Таким образом, паломническая служба мусульманской религиозной организации может заниматься и паломничеством, и религиозным туризмом. В этом случае паломничество будет для нее уставной непредпринимательской деятельностью, а религиозный туризм может отражаться в учёте как предпринимательская деятельность.
  Средства, поступающие от граждан за поездку в рамках религиозного туризма, носят характер платы за услугу. Стоимость этой услуги формируется в рыночных условиях на базе спроса и предложения. Паломническая поездка может быть предложена гражданам по более низкой цене и с менее комфортными условиями проезда, проживания, питания, чем поездка в рамках религиозного туризма. При этом не исключен высокий уровень комфорта и для паломнических поездок.
  Сочетание паломничества с религиозным туризмом в деятельности религиозных организаций особенно целесообразно в условиях финансового кризиса.
  Для ведения паломнической деятельности и организации религиозного туризма необходимы: совокупность гостиниц и иных средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, различных объектов, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов- переводчиков.
  Центральное место среди необходимых условий занимают гостиницы (Дома паломника). При наличии нескольких гостиниц, можно выделить отдельные — для паломников и для религиозных туристов. При наличии одной гостиницы в ней можно выделить номера для паломников и для религиозных туристов.
  Мусульманские религиозные организации, как и все другие организации, зарегистрированные на территории РФ, руководствуются в своей деятельности законодательством России.
  Мусульманский приход или медресе являются некоммерческими организациями и не ставят своей целью извлечение прибыли. В то же время мусульманские организации является заметными факторами в экономическом и правовом пространстве страны, особенно в регионах с преобладанием мусульманского по вероисповеданию населения. Ведь они ведут такую востребованную государством и обществом деятельность в социально-благотворительной, просветительской и духовно-нравственной областях. Обладание статуса юридического лица накладывает на мусульманские религиозные организации определенные законодательством обязанности, в частности, в сфере ведение бухгалтерского учёта, своевременного представления соответствующей бухгалтерской и налоговой отчётности.
  Многие мусульманские приходы и медресе в силу утери собственных зданий в годы государственного атеизма вынуждены восстанавливать или заново строить мечети и медресе. Таким образом, мусульманские религиозные организации помимо своих прямых уставных задач зачастую занимаются строительством и реставрацией. В этой связи организация грамотного оборота средств, своевременная корректировка налогооблагаемой базы в соответствии с действующим законодательством, избежание штрафных санкций за его нарушение, корректное ведение отчетности является актуальными каждодневными задачами мусульманских религиозных организаций.
  Оплата труда сотрудников мусульманских организаций происходит согласно трудового договора, заключенного ими с мусульманской организацией.
  Порядок заключения трудовых договоров для всех категорий работающих, а также особенности регулирования труда работников мусульманских организаций, установлены с. 10-14, 54 Трудового кодекса РФ. Обычно такие трудовые договоры заключаются на определенный срок (ст. 344 ТК РФ).
  Режим рабочего времени должен оговариваться в трудовом договоре и предусматривать продолжительность рабочей недели. Ведь при выпадении, например, священного месяца Рамазан на летнее время, рабочий день может продолжаться до ночных часов.
  Режим рабочего времени определяет сама мусульманская организация в своих внутренних установлениях (ст. 343 ТК РФ) в зависимости от особенностей мусульманского календаря, влияющего на время совершения богослужений.
  Размеры тарифных ставок и окладов устанавливает сама мусульманская организация, исходя из собственных финансовых возможностей. Максимальный размер заработной платы Трудовым кодексом не установлен. Минимальный размер заработной платы не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного Федеральным законом (ст. 133 ТК РФ).
  Во многих мусульманских организациях складывается практика работы в них членов одних семей, т.е. кровных родственников. Трудовой кодекс РФ не содержит ограничений в области определения на материально ответственные должности лиц, приходящихся родственниками руководителей. В то же время в ст. 346 ТК РФ сказано, что «с работником религиозной организации может быть заключен договор о полной материальной ответственности в соответствии с перечнем, определенным внутренними установлениями религиозной организации».
  Согласно устава махалли ДУМ РТ, главный бухгалтер прихода является членом приходского совета, следовательно, это должность выборная. В зависимости от материального состояния приходов и имеющегося хозяйства, в них могут вводиться назначаемые должности бухгалтеров, кладовщиков. Согласно штатного расписания приём на работу осуществляют имамы при согласии приходского совета, состоящего из 4-х человек, председателем которого является имам.
  Мусульманские организации, являясь юридическими лицами, имеют в своём составе штатных сотрудников соответствующим образом оформленных.
  Земельные правоотношения
  Для создания и содержания собственного места общедоступного богопоклонения мусульманские организации должны на законном основании получить земельный участок, на котором возвести здание мечети и других сопутствующих сооружений. Мусульманская организация является юридическим лицом, поэтому ей представление и переоформление земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 30-38 ЗК РФ.
  Процесс обретение земельного участка имеет следующие стадии:
  1. Обращение мусульманской организации в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка с указанием его назначения, т.е. для строительства мечети и соответствующего права на земельный участок.
  2. Проведение работ по формированию земельного участка, т.е. подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, государственный кадастровый учёт земельного участка и т.д.
  3. Подача заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка на праве собственности или иной выбранный вид права.
  4. Принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем виде права.
  5. Оформление правоудостоверяющих документов.
  6. Государственная регистрация права в соответствии с ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  Трудовые отношения в мусульманских религиозных организациях
  При приёме на работу работник оформляется по трудовой книжке. Однако, в реальности в последние годы многие работают без трудовых книжек. В этом случае мусульманская религиозная организация должно завести новую трудовую книжку, не восстанавливая предыдущего стажа в случае, если не имеется никаких документов, подтверждающих предыдущую трудовую деятельность.
  Работники мусульманской религиозной организации в равной мере со всеми работающими должны обладать правом на государственные гарантии, а также на социальное и пенсионное обеспечение.
  Необходимо оформлять новую трудовую книжку только тем работникам, которые приняты на работу не по совместительству.
  Имея в виду особенности внутренней жизни мусульманских религиозных организаций, необходимость соблюдения в них специфических требований шариата, разумнее принимать новых сотрудников на основе прохождения испытательных сроков. В ст. 59 ТК РФ говорится, что трудовой договор заключается и на временную (до двух месяцев) работу. При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель (ст. 70). Там же говорится, что при заключении трудового договора сроком до двух месяцев испытательный срок вообще не устанавливается. В этой связи практика показывает оправданность заключения срочных трудовых договоров. В трудовом договоре рекомендуется подробнее преписывать режим работы работника.
  Уставная деятельность и целевые поступления
  Религиозная организация — это добровольное объединение граждан, целью которого является совместное исповедание и распространение веры. Для выполнения намеченной цели объединение граждан создается в виде религиозной организации, которая регистрируется и принимает статус юридического лица. Тем самым на нее распространяются все права и обязанности, действующие в отношении юридических лиц. Но имеется особенность: по действующему законодательству религиозная организация является некоммерческой организаций (НКО), т. е. согласно уставу НКО она не имеет целью получение прибыли.
  В уставе любой НКО содержится основное правило деятельности: все поступившие средства должны использоваться и направляться на уставную деятельность. Так как любые поступившие денежные средства и имущество направляются только на уставную деятельность, то они получили название «целевые поступления».
  Цель религиозной организации — совместное исповедание и рас­пространение веры — реализуется через следующие виды деятельности, предусмотренные в ее уставе.
  Уставная деятельность:
  — совершение богослужений;
  — распространение и производство религиозной литературы и предметов религиозного назначения;
  — строительство, восстановление и реставрация мечетей и других построек, необходимых для осуществления уставной деятельности;
  — ведение дагвата (призыва);
  — осуществление благотворительной деятельности;
  — религиозное образование, обучение и воспитание;
  — организация паломничества;
  — приём религиозных делегаций;
  — отчисление средств на нужды централизованных мусульманских религиозных организаций.
  Государственная регистрация приходов
  Все приходы в установленном порядке, в соответствии с законом имеют государственную регистрацию по свидетельству территориального органа Минюста России в субъекте Российской Федерации и регистрацию в местном налоговом органе в Едином государственном реестре юридических лиц с основным государственным регистрационным номером (ОГРН). На условиях регистрации приход получает правоспособность юридического лица сообразно его уставу. С обретением статуса юридического лица приход обязан встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения. При этом приходу, как каждому налогоплательщику, присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) с включением в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Соблюдение установленных формальностей является обязательным без каких-либо отступлений. Таким образом, приходу как религиозной организации государство дает право свободно действовать в рамках закона в качестве субъекта правоотношений.
  Приход как юридическое лицо является некоммерческой организацией и обладает гражданскими правами в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его уставе, а также несет обязанности, связанные с этой деятельностью. Государственная власть признает право прихода действовать в соответствии со своим уставом. Отмечается, что в некоторых случаях настоятели не в полной мере используют уставные права прихода и возможности, предоставляемые законом, для более широкого развития благотворительной, культурно-просветительской и предпринимательской деятельности.
  Порядок регистрации определяется двумя Федеральными законами: от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ведомственным нормативно правовым актом Минюста России — приказом от 25.03.03 № 68, которым утверждены Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. В этом документе подробно изложен порядок регистрации религиозной организации, в данном случае прихода. Значимость этих Правил, их знание и соблюдение весьма важны не только при государственной регистрации создаваемого прихода, но также при регистрации изменений и дополнений устава действующего прихода, а также в случае реорганизации прихода, его ликвидации и при утрате подлинников свидетельства о государственной регистрации или устава прихода.
  Для государственной регистрации прихода его учредители представляют в территориальный орган юстиции пакет документов в двух экземплярах.
  Устав подается в трех экземплярах: в напечатанной форме, пронумерованный, прошитый и заверенный настоятелем прихода. В пакет входят: заявление; список учредителей; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий вхождение прихода в централизованную мусульманскую организацию (ДУМ); сведения об основах вероучения; сведения об адресе (месте нахождения); документ об уплате государственной пошлины; опись представляемых документов. Формы документов установлены Минюстом России и имеются в его территориальных органах. Документы на бланках заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным способом. Если какой-либо раздел или пункт раздела не заполняется, то в соответствующих графах ставится прочерк.
  Учредителями прихода могут быть совершеннолетние (18 лет) граждане России числом не менее десяти, постоянно проживающие в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Так установлено законом. В ДУМ РТ были обращения граждан, которые проживали в Казани, но желали быть в числе учредителей прихода в другом районе Татарстана, где их не признавали учредителями. Жаловаться на такое решение бесполезно: четкое указание закона должно соблюдаться. В уставе прихода обозначено, что приход учреждается мусульманскими верующими гражданами на основе свободного волеизъявления.
  Зарегистрированный приход в своей деятельности обязан по требованию закона и своего устава указывать свое полное наименование, которое значится в уставе прихода. Соответственно, бланк прихода должен иметь реквизиты уставного наименования. Об этом приходится напомнить, так как бывает, что в официальных обращениях и документах из полного уставного наименования берется только его часть, например: мечеть такая-то или мусульманская община. Такого не должно быть. Правовая культура обязательна для приходов, так же как и соблюдение закона (п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
  Ликвидация прихода — крайне редкий случай, предусмотренный в его уставе. Государственная регистрация ликвидации прихода оформляется в соответствии с законодательством и по правилам, установленным Минюстом России. Создание прихода, его реорганизацию, изменения в уставе рекомендуется оформлять и регистрировать с помощью ДУМ РТ и работающего там юрисконсульта.
  Приход как религиозная организация по закону является некоммерческой организацией, но также по закону он вправе вести предпринимательскую деятельность, обращая заработанные средства на нужды прихода. Если приход создает хозяйственное общество, например общество с ограниченной ответственностью (ООО), то оно регистрируется в порядке, установленном законом.
  Итак, государственная регистрация приходов определяется государственными законоположениями, по которым приход считается местной религиозной организацией. С другой стороны, такая организация, как приход, является каноническим подразделением ДУМ РТ и в этом качестве обязан соблюдать нормы устава ДУМ РТ, которые государство уважает в силу закона. Приход обязан следовать требованиям и правилам обоих источников права, чтобы пройти государственную регистрацию и получить законную правоспособность юридического лица.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды ответственности предприятия по его обязательствам существуют?
  2. В каком виде могут создаваться коммерческие организации?
  3. Что такое открытое акционерное общество?
  4. Какие недостатки деятельности акционерного общества?
  5. Как характеризуется некоммерческая организация?
  6. Что является важнейшей целью религиозной организации?
  7. Что такое продукт некоммерческого сектора?
  8. Какие организации не являются юридическими лицами?

 
© www.txtb.ru