Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.4. Психоанализ юридических ситуаций, фактов и обстановки

  Задача психологического анализа возникает перед юристом очень часто. Когда человека просят проанализировать психологически ситуацию или он сам ставит себе такую задачу, нередко в сознании возникают вопросы: какой круг проблем охватить? с чего начать? что делать потом? Алгоритмизация психологического анализа позволяет ответить на эти вопросы, создает основу для уверенного проведения анализа.
  Всякий стандарт, схема, безусловно, требуют конкретизации и нуждаются в творческом использовании, а особенно когда речь идет о жизненных случаях, всегда индивидуализируемых человеком, в которых призван разобраться юрист.
  Психологический анализ юридических ситуаций. Анализ психологических явлений, присущих ситуации, осуществляемый ретроспективно, непосредственно или априорно, необходим и для понимания ситуации, выводов, подготовки к предстоящим действиям. Его приходится и полезно осуществлять практически всем специалистам правоохранительных органов: оперативным работникам, участковым инспекторам, криминалистам, следователям, руководителям и др. Такой анализ применим к любым ситуациям - наблюдения, беседы, задержания, преследования, планирования операции, допроса и др.
  Психологический «клубок» в целом, входящие в него элементы психологические факторы, необходимо анализировать и понимать системно, т. е. взаимосвязано, в их влиянии друг на друга, в их взаимном значении и значении для всей ситуации.

Рис. 1. Основные группы ситуационных психологических факторов

Рис. 1. Основные группы ситуационных психологических факторов
О - «объектные» факторы; У - факторы окружающих условий; С - субъектный факторы

  Правило выделения «объектных», обстановочных и субъектных психологических факторов. Весь анализируемый «клубок» психологических явлений, действующих в данной ситуации, надо изначально разделить на три группы факторов, относительно самостоятельных, своеобразных и сохраняющих «свое лицо» в общем облике ситуации (рис. 1).
  «Объектные» психологические факторы присущи человеку (лицу, личности) или группе, на которых направлено изучающее, психологическое или физическое воздействие субъекта (юриста, человека, выступающего инициатором изменения ситуации и обстановки). В правовом отношении они - субъекты права, а психологическом - субъекты деятельности. Роль психологии личности - партнера по общению, действиям или объекта преступных посягательств,- достаточно очевидна и без ее учета и анализа ситуацию не понять.
  Обстановочные психологические факторы - те, что свойственны окружающим условиям, обстановке и тоже оказывают свое влияние на ситуацию.
  Субъектные психологические факторы - те, которые присущи действовавшему (действующему, собирающемуся действовать) человеку - гражданину, совершившему какой-либо поступок, деяние, или самому юристу, анализирующему, осуществляющему или планирующему профессиональные действия. Он, как правило, является инициатором действий и наиболее существенно влияет на ситуацию.
  Не следует забывать, что действия выступают не только как продукт всех обстоятельств - «объектных», обстановочных и субъектных психологических факторов, но и как мощная сила, изменяющая все группы психологических факторов и обстановку в целом. Из-за действий субъекта и объекта ситуация может превратиться из правомерной, предкриминальной в криминальную.
  Последовательный анализ каждой из групп психологических факторов составляет основу алгоритма общего психологического анализа ситуаций.
  Правило анализа «объектных» психологических факторов. Оно ориентировано на психологическое изучение и оценку места и роли психологии лиц и групп, выступающих объектами изучения и воздействия со стороны субъекта - активного, инициирующего начала в ситуации. Технология анализа реализуется в следующей последовательности:
  1. Руководствоваться структурой составления психологического портрета (см. 7.4), задающего программу изучения и оценки.
  2. Изучить и оценить поведение объекта. Выяснить, какими психологическими причинами оно побуждалось и как психологически влияло на субъекта и его действия.
  3. Рефлексируя, попытаться понять, как воспринимал объект субъекта и его действия, как он оценивал их и ситуацию.
  4. Попытаться выделить в психологии и поведении объекта то, что было вызвано правильным или ошибочным восприятием субъекта и обстановочных условий.
  5. Оценить готовность объекта к совершению каких-то неожиданных действий, предвидеть их возможность, а по внешним проявлениям и назревание их.
  Правило анализа обстановочных психологических факторов. Обстановка содержит в себе множественные и разные по своей природе, но оказывающие то или иное психологическое воздействие факторы. В психологически неблагоприятной обстановке достижение целей профессиональных действий существенно затрудняется, а нередко результат их сводится к нулю. Если это возможно по характеру их действий, следует избирать психологически благоприятные условия, повышать эффективность существующих, принимать все возможные меры, чтобы предупреждать психологическое усложнение ситуации.
  1. Психологически оценить место события. Для общения, совершения преступления, его пресечения, задержания, осмотра, допроса и пр. имеет значение, где это происходит: на работе, в домашней обстановке, в юридическом органе, на улице, в общественном месте, в транспорте, в лесу и др. При производстве обыска правильно оценить место - значит стать на позицию обыскиваемого и с учетом его психологии постараться решить, где могут находиться его тайники. Место допроса должно отвечать следующим требованиям: быть удобным, способствующим установлению психологического контакта, сводящим к минимуму возможные неожиданные противоправные действия допрашиваемого.
  2. Психологически оценить время события. По-разному могут влиять на ситуацию, например, утро, день, ночь, начало и конец рабочего дня, время перед опасным событием, после перенесенного потрясения, в рабочий день, в выходной день и пр.
  Выбор момента при производстве допроса в отношении некоторых категорий допрашиваемых определяется законом: задержанного или арестованного подозреваемого надлежит допросить в течение 24 часов с момента задержания или ареста, а обвиняемого - немедленно по предъявлении обвинения. Этот выбор определяется также тактическими и психологическими соображениями: неотложной необходимостью в получении сведений, важностью сведений, которыми, по предположению оперативного работника или следователя, располагает опрашиваемый или допрашиваемый, их процессуальным положением, ролью в исследуемом событии, связями с другими лицами и др. Существенное значение для выбора времени имеет учет психического состояния опрашиваемых и допрашиваемых. Нередко приходится учитывать момент, когда в ходе длительного расследования преступления подозреваемый или другое лицо, проходящее по делу, психологически созреет для откровенной беседы с юристом.
  3. Психологически оценить погодные условия, освещенность, видимость, положение солнца, луны, направление света лампы. В ряде случаев их роль может быть весьма велика. Например, при операции по задержанию вооруженного преступника, засевшего в отдельно стоящем сарае, если дело происходит к вечеру, полезно оценить, сколь низко над горизонтом находится солнце, и подходить так, чтобы оно слепило преступнику глаза, а сам он был хорошо освещен.
  Проведение следственного эксперимента будет успешным, если условия подлинного и экспериментального события будут сходными по времени суток, освещенности, высоте и характеру облачности, туману, снегопаду, дождю, силе и направлению ветра, которые могут сказываться на видимости и слышимости, и пр.
  Кроме того, нужно учитывать и психологически оценивать время года, значение летних, зимних, осенних или весенних условий. При обыске, например, зимой при наличии снега преступник в поспешности может запрятать тайный предмет просто под снег. Разница в погодных и иных условиях нуждается в учете при проведении опытов: прошедшие дожди меняют цвет земли, а поэтому ночью, при свете луны или фонарей, на фоне темной земли определенные объекты будут плохо видны или иначе выглядеть.
  4. Изучить и оценить социально-психологические условия. Они создаются наличием и отсутствием третьих лиц. Сказывается и то, что это за люди, каковы взаимоотношения их с участниками события, что они делают. Имеет значение и факт групповой принадлежности, например, допрашиваемого. Он может быть членом преступной группы, находиться один на один со следователем, но группа незримо присутствует в служебном помещении в его мыслях и памяти, держит допрашиваемого в психологических тисках и влияет на его психологию и поведение так, что обычные усилия следователя оказываются недостаточными.
  Присутствие третьих лиц может иметь одно из приоритетных значений при анализе, например, правонарушений подростков, которые по преимуществу носят групповой характер. Подростки в одиночку, как правило, не сделают того, что совершают на глазах и в составе группы.
  При оценке ситуации задержания, например, нетрезвого правонарушителя, нельзя не учитывать факт присутствия на месте события группы столь же пьяных граждан. В еще большей степени приходится считаться с присутствием толпы, особенно социально или националистически настроенной.
  При выполнении юристом профессиональных действий, например допроса, непосредственное присутствие третьих лиц может выступать благоприятным или неблагоприятым фактором. Обычно оно затрудняет достижение доверительных отношений и установление психологического контакта с допрашиваемым. Присутствие других свидетелей при негласной встрече или допросе вообще должно быть исключено. Но бывает, например, что проведение допроса двумя следователями оказывается более результативным, когда один следователь задает вопросы, а второй - ведет психологическое наблюдение, или когда один следователь, по предварительной договоренности, разыгрывает роль придирчивого, недоброжелательного, жесткого сотрудника, а второй - мягкого, справедливого, вникающего в доводы допрашиваемого и даже защищающего того от агрессивных нападок первого. Готовясь к очередному допросу, стоит взвесить «за» и «против» того или другого варианта.
  5. Специально следует оценить систему взаимоотношений в «треугольнике»: объект - субъект - третьи лица.
  Правило анализа субъектных психологических факторов. Эти факторы при анализе противоправных деяний относятся и к самому юристу, и к субъекту правонарушения. Они нередко вносят в психологическую атмосферу ситуации больше, чем все другие факторы. Между тем нередко юрист недооценивает влияние собственной психологии и своего поведения на ситуацию, а учитывает лишь психологию лица, с которым он имеет дело.
  Правило анализа субъектных психологических факторов предполагает следующее.
  1. Осуществить интроспекцию, т. е. обратить внимание на себя, на свое поведение, свое психическое состояние, подумать, как оно влияет на других, на ситуацию, на общую психологическую атмосферу ситуации, на успех решения стоящей задачи.
  2. Осуществить рефлексию, т. е. посмотреть на себя глазами другого человека, с которым юрист в данный момент находится в контакте.
  3. Критически оценить свое понимание контактера («объекта») и отношение к нему: если хочешь, чтобы к тебе отнеслись с пониманием, отнесись с пониманием к другому. На это стоит обратить особое внимание. Выше говорилось о возможном отрицательном влиянии социально-психологических эффектов на восприятие людей. Известно также, что одним из проявлений профессиональной деформации личности юриста выступает искаженное восприятие людей, с которыми он имеет дело. Тому, кто подвержен такой деформации, все они кажутся лгунами, аморальными людьми, отличающимися неприятием правовой системы и ее представителей. Он делит порой всех людей на пойманных и еще не пойманных преступников. Такое внутреннее отношение, хочет того юрист или нет, скорее всего проявится во всем его облике, поведении, стиле разговора и подсознательно будет почувствовано партнером по общению. Проявление беспристрастности, справедливости, корректности и других цивилизованных форм отношений и поведения следует контролировать, оценивать в себе и заботиться, чтобы не было отклонений в их внешних проявлениях.
  4. Критически оценить свое понимание ситуации: в каждом понимании есть большая или меньшая доля непонимания. Умный человек это учитывает. Неумный нисколько не сомневается в своих оценках, хотя его понимание может быть ошибочным. Не стоит проявлять излишнего самомнения, а задуматься и ответить себе: разобрался ли я во всех группах психологических факторов? учел ли психологические тонкости ситуации? Если нет уверенности в положительном ответе, надо заставить себя воспользоваться всеми приемами и правилами, описанными выше.
  5. Критически оценить свое поведение: отношение к делу, к людям, занятую позицию и линию поведения, позу, выражение лица, соблюдение принципов справедливости и законности, этики поведения, подумать, как их улучшить с целью решения профессиональной задачи. Порой грубость, черствость, безразличие, формализм, самомнение и другие недостатки поведения работника крайне отрицательно сказываются на ситуации.
  6. Критически оценить следование рекомендациям юридической психологии: реально влияет на ситуацию уровень профессионально-психологической подготовленности юриста, наличие у него устойчивой психологической установки на следование рекомендациям юридической психологии, кумулирующей достижения юридической практики и науки. Отсутствие их или слабое проявление в актуальной, включенной в ситуацию психической деятельности (возникающих в данный момент мыслей, испытываемых желаний, действий, намерений и др.) отражается на всей ситуации и ее развитии далеко не лучшим образом. Воздействие на психологическую обстановку и психологию людей без компетентного понимания равносильно знахарству в медицине, движению в тумане без компаса, попытке слепого попасть в невидимую цель. Надо вспомнить рекомендации психологии и воспользоваться приемами психотехники.
  К субъективным факторам (условиям), влияющим на формирование следственной ситуации, Р. С. Белкин относит:
  • психологическое состояние лиц, проходящих по расследуемому делу;
  • психологическое состояние следователя, уровень его знаний и умений, практический опыт; способность следователя принимать и реализовывать решения в экстремальных условиях;
  • противодействие установлению истины со стороны преступника и его связей, а иногда и потерпевшего, свидетелей;
  • благоприятное (бесконфликтное) течение расследования;
  • усилия следователя, направленные на изменение следственной ситуации в благоприятную для следствия сторону;
  • последствия ошибочных действий следователя, оперативного работника, эксперта, понятых;
  • последствия разглашения данных предварительного расследования;
  • непредвиденные действия потерпевшего или лиц, непричастных к расследуемому событию.
  Психологический анализ юридических фактов. Под юридическими фактами принято понимать предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. И те и другие обладают психологическими особенностями, но в большей степени они проявляются в действиях, являющихся жизненными фактами, в которых обнаруживается сознательная деятельность людей с присущей ей психологией. Для юридической деятельности особенно важны неправомерные действия - преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Они требуют тщательного юридического исследования, предполагающего и психологический анализ, выявляющий субъективную сторону юридического факта. При этом юрист должен уметь разобраться в причинных связях психологических феноменов, психологической динамике событий и действий, в том, как и почему одно явление (причина) предшествует другому (следствию), как элементы их связываются в единую психологическую цепь.
  Правило анализа психологических предпосылок факта. В основе его лежат рекомендации по психологическому анализу ситуаций, рассмотренные выше. Результаты его рассматриваются как исходная психологическая ситуация, предпосылка факта, «заводная пружина», кладущая начало возникновению и последующему его развитию. При анализе и оценке психологической ситуации в качестве исходной делается акцент:
  - на выявление непосредственных мотивов поведения лиц, участвующих в анализируемом факте. Непосредственное внутреннее побуждение имеет первостепенное криминологическое и уголовноправовое значение. Это наиболее существенный элемент субъективной стороны любого деяния, квалифицирующий признак состава преступления и выступающий обстоятельством, смягчающим или отягчающим ответственность. Именно мотив дает возможность понять действительные причины деяния (как правомерного, так и правонарушающего), а также психологию личности и степень ее вины (под виной в праве, как известно, понимается психологическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям). Мотив в психологической интерпретации в той или иной степени осознаваем, а поэтому он выступает в качестве разделительной линии между умыслом и неосторожностью;
  - изучение и оценку восприятия, понимания ситуации, события и последствий своего поведения участниками событий. Осознание (понимание) их как допустимыми, так и недопустимыми также определяет криминологическую оценку степени вины. В праве преступление признается совершенным умышленно, если лицо, совершившее его, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало (прямой умысел), либо допускало (косвенный умысел) их наступление. Такие заключения требуют от юриста глубоких психологических знаний и умений, а в ряде случаев и обращения за помощью к экспер- ту-криминалисту;
  - выявление и оценку психического состояния. Психические состояния имеют то или иное побуждающее значение, а их криминологическая оценка предполагает изучение состояний вменяемости или невменяемости, зависящих, в частности, от наличия или отсутствия аффективного состояния. Изучение и оценка психических состояний в сложных случаях требуют назначения психологической экспертизы;
  - выявление повода к развитию события. Из всей совокупности причин обычно бывает одна, которая выступает поводом, последним толчком к развертыванию события. Это бывает неосторожно или намеренно сказанное слово, выполненное угрожающее движение, изменение обстановочных условий и др.
  Правило психологического анализа динамики факта. Предпосылки - это еще не сам факт. Во всяком деянии есть начало, его течение и конец. Нельзя понять должным образом субъективную сторону самого факта и его психологические причинные связи, ограничившись лишь анализом предпосылок. Необходимо исследовать, как исходные предпосылки вызвали первое активное проявление следствия, а последние стали причиной последующих. Это правило и предназначено для выявления и уточнения подлинного психологического механизма деяния. Технологически оно реализуется в следующей последовательности.
  1. Выделить событийный (фактологический) ряд в анализируемом факте (рис. 2). При анализе происшествия или преступления ретроспективно воссоздается последовательный ряд фактических, внешне выраженных действий правонарушителя и других лиц. При анализе и подготовке предстоящего действия намечается такой ряд. В начале его

Рис. 2. Схема юридического анализа психологического факта

Рис. 2. Схема юридического анализа психологического факта
С0, С1, С2... - ряд фактических внешне выраженных действий (шагов) правонарушителя и других лиц

помещается исходная ситуация, а в конце - завершающая. После этого между ними выделяются последовательные, промежуточные, фактически обнаруживающиеся действия - «шаги» участников события. Работа эта может быть выполнена мысленно, но лучше всего - графически.
  2. Приступить к составлению психологического ряда в анализируемом факте. Исходная психологическая ситуация начинает «раскручивать» действия участников. В результате возникает новая психологическая ситуация, которую надо проанализировать и понять как причину второго действия. Второе действие вновь вносит изменения в психологическую ситуацию, она становится иной и вновь надо понять, как она становится причиной третьей ситуации, и т. д.
  3. Закончив составление психологического ряда, определить его психологический «стержень». Только прослеживание всей цепочки причинно-следственных психологических связей позволит дать правильную оценку юридическому факту, проверить фактологический ряд, если он определялся ретроспективно. Расхождения в логике фактического и психологического ряда приводят к необходимости критической переоценки выполненного анализа и, как правило, к корректировке воспроизводимого фактологического ряда. Делается это до тех пор, пока логики обоих рядов не будут совпадать.
  При планировании предстоящих действий и разработке их психологического сценария рассматриваемое правило реализуется в обратном порядке, т. е. сначала определяется психологический «стержень»,замысел, а затем прорабатывается сценарий - определяются рубежные психологические шаги и отвечающие им фактические действия.

 
© www.txtb.ru