Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Психология оперативно-розыскной деятельности

  В федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:
  - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;
  - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
  Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативнорозыскных мероприятий:
  - опроса граждан;
  - наведения справок;
  - сбора образцов для сравнительного исследования;
  - проверочной закупки;
  - исследования предметов и документов;
  - наблюдения;
  - отождествления личности;
  - обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  - контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  - прослушивания телефонных разговоров;
  - снятия информации с технических каналов связи;
  - оперативного внедрения;
  - контролируемой поставки;
  - оперативного эксперимента.
  Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.
  В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательнопоисковая и коммуникативная подструктуры.
  Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.
  Для установления оперативного контакта с объектом заинтересованности оперативный работник может избрать один из двух видов ролевого поведения: конспиративно-ролевое или профессиональноролевое. Первое базируется на маскировке оперработником своей принадлежности к правоохранительным органам, а поэтому предлагается розыгрывание роли определенного типа человека - представителя конкретной социальной общности, профессии, статуса и т. д. Естественно, что в данном случае требуется знание субкультурных особенностей определенной социальной группы (например, конкретного типа преступных сообществ), убедительная демонстрация через речь и невербальные проявления (жесты, позы и различные формы экспрессии) сложившихся субкультурных стереотипов. В случае же профессионально-ролевого поведения оперативный работник не маскирует свою принадлежность к правоохранительным органам, а лишь в ролевом аспекте акцентирует желательные для успешного профессионально-ролевого общения психологические качества и заинтересованность в общении, которые могут в последующем позволить «психологически переиграть» преступников.
  Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата - значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативнослужебных задач.
  Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта, могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.
  Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т. д.
  Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).
  Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
  Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой «психологической настройки» («подстройки») оперработника к личностным особенностям людей, с которыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемов и создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.
  Стремясь установить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятных обстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационные барьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодействию. В этой связи реализуются психотехнические приемы: «первичного накопления согласия», «эмоционального включения собеседника в общение», «демонстрации аттракции» (то есть, привлекательности для другого) и т. д.
  В профессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодействию. С позиции социальной психологии доверительные отношения - это специфический способ социально-психологического обособления в некоторую общность «мы», где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которые раскрывают их глубинные, интимные стороны личности, так как существует уверенность партнеров друг в друге как в надежных и добросовестных людях.
  С точки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересованности - это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация - это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.
  Основными факторами, которые влияют на успешность установления доверительных отношений в ОРД, являются:
  1) личность оперработника (его общительность, умение изучать психологию собеседника и пользоваться этими данными, умение разговорить человека, поддерживать диалогическое общение и т. д.);
  2) психологические особенности человека, с которым оперработник поддерживает взаимосвязь и строит отношения;
  3) условия, в которых протекает профессиональное общение;
  4) содержание оперативно-служебных задач, которые оперативником решаются в общении с конкретным человеком в течение длительного времени.
  В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаев успех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на нем целенаправленные воздействия, в том числе как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.
  Существует два основных пути получения профессионально значимой информации:
  - словесно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотрудников правоохранительных органов;
  - моторно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.
  Для реализации каждого из указанных подходов психологи рекомендуют целый арсенал конкретных приемов, с помощью которых осуществляется получение профессионально значимой информации.
  Для вызывания словесно-репродуктивных высказываний можно применять:
  1) демонстрации конкретных примеров, «оживляющих» в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;
  2) смежную тему разговора;
  3) вызывать чувство особой значимости собственной личности объекта заинтересованности;
  4) обращение к чувству собственного достоинства;
  5) демонстрацию проявлений равнодушия;
  6) эскалацию эмоционального стресса;
  7) постановку неожиданных вопросов;
  8) неточное или ложное заявление;
  9) сообщения «якобы» важных сведений;
  10) показ осведомленности и др.
  К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, можно отнести следующие:
  1) демонстрацию конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;
  2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций;
  3) использование приемов психотехник из нейролингвистического программирования и других психокоррекционных методов немедицинского характера.
  Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).
  При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:
  1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личности и общих закономерностей функционирования психики;
  2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;
  3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активности лица, на которое оно направлено;
  4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);
  5) при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;
  6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных и иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;
  7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте психологическую характеристику следственной и оперативно-розыскной деятельности.
  2. Расскажите о структурной профессиограмме следователя.
  3. Что вы знаете о психологии допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуации.
  4. Расскажите о психологических аспектах подготовки следователя к допросу.
  5. Каковы психологические предпосылки успешного проведения очной ставки?
  6. Дайте психологическую характеристику обыска.
  7. Какие существуют тактико-психологические приемы проведения обыска?
  8. В чем состоит психология правильной оценки результатов опознания?
  9. Что такое психология следственного эксперимента?
  10. Назовите основные виды следственного эксперимента.
  11. Каковы психологические особенности профессиональной деятельности оперативных работников?

Тест к четвертой главе

  1. В профессиональной деятельности следователя выделяется в первую очередь
  а) формализованная функция
  б) познавательно-прогностическая функция
  в) социально-воспитательная функция
  2. Психологические барьеры, препятствующие допросу
  а) установка
  б) лень
  в) фрустрация
  3. Дееспособность регулируется
  а) ст. 39 ГК РФ
  б) ст. 13 УК РФ
  в) ст. 15 УПК РФ
  4. Психологические факторы, успешно влияющие на установление доверительных отношений в ОРД
  а) специальные условия кабинета
  б) бесконфликтная личность
  в) психологическая «подстройка»

 
© www.txtb.ru