Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Понятие коммерческого права

  Содержание любой отрасли права определяется тем видом правоотношений, которые она регулирует. Коммерческое право регулирует коммерческие (иначе говоря, предпринимательские) отношения. Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ.
  Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  Таким образом, предпринимательская деятельность обладает признаками:
  1) систематичность - единство, неразрывность, охваченность единой целью, постоянство, длительность - что, согласно критериям, выработанным практикой, определяется в один финансово-хозяйственный год;
  2) самостоятельность, осуществление на свой риск;
  3) цель - извлечение прибыли;
  4) легальность - регистрация в установленном законом порядке.
  Таким образом, коммерческое право - система правовых норм и институтов, регулирующая на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в ходе осуществления коммерческой деятельности юридическими лицами и гражданами, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
  Иначе говоря, коммерческое право - это часть гражданского права, участниками которого являются особые субъекты - предприниматели.
  Принципы коммерческого права
  1. Принцип свободы предпринимательской деятельности.
  Свобода предпринимательской деятельности выражается в предоставлении каждому предпринимателю любой из предусмотренных в законодательстве моделей договоров на предпринимательскую деятельность, самим сконструировать неизвестную действующему гражданскому законодательству модель договора, не противоречащую действующему законодательству.
  То есть этот принцип предусматривает свободу выбора партнеров, выбора вида договора и условий, на которых он будет заключен. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для этого соответствующие работы.
  2. Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.
  Этот принцип означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права.
  В соответствии со ст. 212 и 4 Гражданского кодекса Российской Федерации права всех собственников защищаются равным образом.
  3. Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности.
  Этот принцип означает, что в условиях рынка только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в предпринимательстве, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками.
  Данный принцип является пружиной развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособные и устраняет плохо работающие предприятия, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимые товары подлежат реорганизации или вообще ликвидации как банкроты.
  4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  Отношение государства к предпринимательской деятельности строится сегодня в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономики.
  Важным экономическим рычагом являются цены. В той мере, в которой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами. Для реализации соответствующих программ используются целевые дотации и субсидии и т.д.
  Следует также указать и на то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время вводится в русло договорных отношений, что выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля предприятия, его экономический интерес.
  Государственное воздействие может быть и прямым, т.е. директивным. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.
  Объекты коммерческого права - это то, по поводу чего складываются коммерческие правоотношения.
  Статья 128 Гражданского кодекса РФ называет следующие виды объектов гражданских прав: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
  Таким образом, можно выделить следующие виды объектов коммерческого права:
  • имущество (вещи);
  • действия;
  • результаты интеллектуальной (творческой) деятельности;
  • нематериальные блага.

 
© www.txtb.ru