Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.4. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы России на период до 2016 г.

  В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основе рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы (Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. N 1100).
  Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" призвана обеспечить дальнейшее развитие УИС, соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и осужденных к лишению свободы, а также создать условия для реализации положений международных стандартов обращения с подследственными и осужденными.
  Современная УИС представляет собой совокупность ИУ, и включает в себя 1060 учреждений - 844 исправительных учреждения, 7 тюрем и 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек. Годовой оборот подследственных составляет около 2,5 млн. человек. В СИЗО ежемесячно в среднем по России содержится около 150 тыс. подследственных.
  Основными факторами, определяющими развитие УИС, являются международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями.
  Присоединение России в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения УИС в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).
  В январе 2006 г. были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и стандартов по обращению с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
  В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными различные категории заключенных должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин заключения и предписанного обращения с ними. Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем следует обращать внимание на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, минимальную их площадь, освещение, отопление и вентиляцию. Эти же требования содержатся в Европейских пенитенциарных правилах.
  Каждый заключенный Европы содержится в отдельном помещении. В то же время в следственных изоляторах УИС РФ содержится от 4 до 20 человек в камере, что свидетельствует о несоблюдении принятых нашим государством международных обязательств. Следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.
  Проблема приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ и нормами международного права носит масштабный и долговременный характер. Ее решение не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности ФСИН РФ. Это обусловливает необходимость применения программно­целевого метода, позволяющего выбрать оптимальный вариант решения проблемы обеспечения надлежащих условий содержания подследственных и осужденных, обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности субъектов России в новых учреждениях УИС.
  Разработка и принятие Программы позволят приступить к практической реализации требований Европейского комитета и обязательств, взятых Россией при вступлении в Совет Европы, а также к выполнению ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных. Реализация Программы рассчитана на 10-летний период (2007 - 2016 годы). Вместе с тем сроки реализации Программы могут быть уточнены с учетом избранных цели Программы и варианта решения проблемы, экономических и иных возможностей Российской Федерации.
  Главной целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ и международными стандартами.
  Задачами Программы являются: реконструкция и строительство СИЗО с условиями содержания подследственных в соответствии с законодательством РФ и международными стандартами; реконструкция и строительство ИУ с условиями содержания осужденных в соответствии с законодательством РФ.
  При расчете показателей степени соответствия условий содержания подследственных законодательству РФ и международным стандартам будут учитываться:
  - нормы санитарной площади в камере на одного подследственного (режимные корпуса с прогулочными дворами и блок сборно-следственного отделения, в которых предусмотрены душевые);
  - наличие объектов бытового и медицинского назначения (кухня, прачечная, общежитие для хозяйственной обслуги, блок медицинской части, блок туберкулезного отделения);
  - наличие прочих объектов (административное здание, здание контрольно-пропускного пункта с бюро пропусков, инженерно-технические средства охраны, городок служебных собак, блок производственных мастерских, здание продовольственного склада, склад вещевого имущества, здание материально-технического имущества, здание гаража, локальная территория на особый период и др.).
  Финансирование мероприятий Программы, связанных с реконструкцией и строительством объектов УИС, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
  Программа будет носить ярко выраженный социальный характер. Ее реализация окажет влияние на различные стороны жизнедеятельности не только подследственных, осужденных и персонала учреждений УИС, но общества и государства в целом на протяжении длительного времени.
  С учетом предыдущего опыта разработки и реализации федеральных целевых программ в области исполнения наказаний предполагается возложить формирование и реализацию Программы на ФСИН РФ.
  Выполнение мероприятий Программы, связанных со строительством и реконструкцией ИУ, предполагает проектирование, реконструкцию и строительство 575 объектов ИУ.
  Ежегодно государственный заказчик в установленном порядке представляет в Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ доклады о ходе выполнения Программы, целевом и эффективном использовании финансовых средств. При этом создание в составе ФСИН самостоятельной дирекции, которая бы осуществляла оперативное управление реализацией Программы, представляется нецелесообразным. Ежегодные результаты хода реализации мероприятий Программы будут размещаться на сайте ФСИН в сети Интернет, что обеспечит возможность контроля со стороны общественных и правозащитных организаций.

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания.
  2. Права и обязанности учреждений и органов, исполняющих наказания.
  3. Принципы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
  4. Виды и сущность контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  5. Функции и структура Федеральной службы исполнения наказаний.
  6. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2016 года.

 
© www.txtb.ru