Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.3. Основные этапы подготовки и принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ

  Интенсивная разработка вариантов нового уголовно-исполнительного законодательства сопровождалась глубокими теоретическими исследованиями, имевшими форму различных концепций. Эти концепции касались реформирования законодательства, самой УИС и ее ресурсного обеспечения. Они разрабатывались как МВД, так и отдельными авторами.
  Инициатором разработки нового российского уголовно­исполнительного законодательства в 1991 г. выступил Верховный Совет РСФСР. К этой работе был подключен широкий круг научных и практических работников, при этом были поставлены определенные задачи. Прежде всего, предлагалось изменить название данной отрасли законодательства, определив ее как уголовно-исполнительную. Это было необходимо сделать, чтобы в определении основной задачи ИУ, сместить акцент с исправления осужденных трудом в сторону их социальной реабилитации, исключив также политико-идеологическую окраску. Предписывалось в максимальной форме учесть требования международных стандартов обращения с осужденными. Оговаривалось, что права осужденного как гражданина и человека не должны ограничиваться иначе как по закону. Следовало предусмотреть меры социальной защиты осужденных, возможность более углубленной дифференциации мер воздействия на их поведение и учесть ряд других требований. Это был, по существу, социальный заказ новой ориентации.
  К работе над первым проектом Кодекса кроме видных ученых были привлечены практические работники ОВД, суда, прокуратуры, Минобороны. Реализуя социальный заказ, авторский коллектив исходил из принципиального положения о том, что данный Кодекс должен быть рассчитан на переходный период, и отражать все особенности многоцветной палитры экономической, политической, государственно-правовой, национальной и общественной жизни; только в этом случае он мог быть жизнеспособным во всех своих основных институтах. Данное обстоятельство необходимо подчеркнуть в связи с тем, что разработчики альтернативного кодекса исходили из противоположной посылки: как можно больше гуманизировать, демократизировать, максимально внедрить международные стандарты обращения с осужденными с той целью, чтобы основное содержание Кодекса стало «работать» в будущем, а пока главное - «застолбить» все эти нововведения. Ясно, что подобная позиция оторвана от жизни, не учитывает ее реалий. Государство не способно было обеспечить реорганизацию УИС в полном соответствии с международными стандартами.
  В начале 1992 г. было принято решение об образовании депутатской комиссии с привлечением широкого круга ученых и специалистов, которой поручалось доработать проект Кодекса с учетом альтернативного варианта. В марте 1992 г. доработанный проект был передан в Верховный Совет. В связи с тем, что затягивалась разработка УК РФ, рассмотрение проекта УИК РФ откладывалось. Практика требовала немедленного принятия норм, отражающих происходящие в УИС изменения, поэтому было принято решение внести необходимые изменения и дополнения в действующий ИТК РСФСР, что и было сделано 12 июня 1992 г. При этом следует отметить, что все новеллы Закона РФ от 12 июня 1992 г. были взяты из проекта Уголовно­исполнительного кодекса. Таким образом, многие нормы будущего Кодекса прошли апробацию и проверку временем, доказав свою жизнеспособность.
  Однако, когда в конце 1994г. было решено вернуться к работе над проектом Кодекса, разработчикам пришлось в нем многое поменять, так как жизнь в стране существенно изменилась (была принята Конституция РФ, отменены многие виды наказаний, существенно обновилось законодательство и др.). Работу над проектом возобновили депутаты Государственной Думы В.И. Илюхин и В. Д. Филимонов. В 1995г. состоялось рассмотрение данного проекта на заседании Госдумы в первом чтении и парламентские слушания. Затем в течение года шла работа над замечаниями и предложениями депутатов, и в конце декабря 1996 г. Кодекс был принят и Советом Федерации РФ. Таким образом, была завершена исключительно объемная и кропотливая работа над новым уголовно-исполнительным законодательством суверенной России. Кодекс оформил реформирование исправительной системы не только на ближайшее будущее, но и на перспективу. При этом следует иметь в виду, что стремительный прогресс здесь просто невозможен, так как само «тюремное дело» является исключительно консервативным, сильно тяготеющим к традициям и обычаям. Изменения здесь лучше всего приживаются постепенно и поэтапно, с учетом существующих в обществе и государстве объективных и субъективных факторов.

 
© www.txtb.ru