Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.1. Необходимость изменения уголовно-исполнительной политики в условиях деморализации России

  В 1991 - 1996 гг. в России потерпел крах социалистический государственный и общественный строй, была разрушена социалистическая система хозяйствования и произошел распад СССР, а на смену пришли самостоятельная и суверенная РФ, рыночные отношения, частная собственность, демократизация общества и новая система морально­нравственных ценностей.
  В этот сложный период преобразований Россия вошла с тяжелым грузом наследия прошлых лет - исключительно суровой карательной политикой и ориентацией УИС на получение прибыли от масштабного использования дешевого труда осужденных.
  Необходимость изменения карательной политики была в определенной мере осознана уже к концу 80-х - началу 90-х гг., когда была ликвидирована излишняя тюремная атрибутика в отношении условий отбывания наказания несовершеннолетних и женщин, а также вся уголовно-исполнительная система стала более прозрачной для средств массовой информации.
  Изменения в уголовном законодательстве произошли, прежде всего, за счет отмены таких специфических видов наказания, как ссылка и высылка, сокращения числа составов преступлений, за которые предусматривалось наказание в виде смертной казни, отмены институтов условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденного к труду. Взамен сокращения сферы применения наказания в виде смертной казни вводилось наказание в виде лишения свободы сроком 20 лет и пожизненное лишение свободы.
  В области уголовно-исполнительной политики и законодательства произошла существенная гуманизация условий и порядка отбывания наказаний, особенно наказания в виде лишения свободы. В конце 80-х гг. в местах лишения свободы резко обострилась оперативная обстановка, особенно частыми стали массовые беспорядки и захваты заложников. Либерализация условий и порядка отбывания наказания, с одной стороны, и введение жесткой системы воздействия администрации ИУ в отношении нарушителей режима содержания - с другой, ко второй половине 90-х гг. позволили значительно оздоровить обстановку в местах лишения свободы. Появилась так называемая система противовесов, когда осужденный мог выбирать, каким образом себя вести: хорошо - получает достаточно полную и развернутую систему льгот (вплоть до выезда домой в отпуск), плохо - к нему применяется жесткая система мер принуждения в виде водворения в ШИЗО, ПКТ, перевода в тюрьму и т.п.
  В рассматриваемый период Россия проводила активную работу по вступлению в Совет Европы. При рассмотрении заявки о вступлении (7 мая 1992г.) юридические эксперты Совета Европы детально ознакомились с положением дел в нормотворческой сфере и в самой уголовно­исполнительной системе РФ. В своем заключении от 7 октября 1994 г. они отмечали, что правовая система России все еще страдает рядом недостатков, но вместе с тем наблюдается рост общего осознания необходимости утверждения верховенства закона и прогресс в соблюдении законности. Отмечалось множество серьезных нарушений Европейских тюремных правил, особенно это касалось перенаселения СИЗО и тюрем, режима содержания осужденных, их медицинского обслуживания и ряда других вопросов. Предпринимаемые Россией шаги в направлении их решения (в рассматриваемый период было принято свыше 40 различных нормативных правовых актов) в целом были сочтены достаточными для принятия России в Совет Европы (хотя война в Чечне все перечеркнула и отодвинула решение о приеме еще на два года).

 
© www.txtb.ru