Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Цели и задачи тюремной системы, основные средства обращения с осужденными

  Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила Проект об устройстве тюрем.
  Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп; о содержании заключенных; о тюремной администрации. Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии была создана специальная должность тюремного смотрителя.
  Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении XVII и большей части XVIII века не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутствовала тюремная администрация, и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к охране арестантов от побегов и общения.
  Лишь в конце XVII века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение свободы стало применяться как самостоятельное уголовное наказание. С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.
  Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных - воспитательных заведений и предпринявший попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является Утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями».
  В соответствии со ст. 390-391 Учреждения, приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое внимание принудительно-воспитательным заведениям, работным и смирительным домам.
  Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств». Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление.
  Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп из «лиц непотребного и невоздержанного поведения».
  Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.
  Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свиданий, однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний.
  М.Н. Гернет (История царской тюрьмы. М., 1960) характеризует еще один документ в области исполнения наказаний - Положение о должности смотрителя и о должности караульного офицера в тюремном замке 1804г. Положение предполагало классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись и телесные наказания. Назначение дисциплинарных наказаний зависело от обер-полицмейстера и от усмотрения самого смотрителя.
  Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от нарушений дисциплины (кроткими средствами: благородных сажать в уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди для чищения нечистоты и пр.).
  Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания наказания в тюрьмах России.
  1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы, т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество. Определялись 5 средств исправления: ближайший постоянный надзор над заключенными; размещение их по роду преступлений или обвинений; наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной; занятие их приличными упражнениями; заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место. Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков.
  В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных. Он содержал 435 параграфов и предусматривал 2 вида ссылки в Сибирь: на каторгу; на поселение. Устав определял порядок этапирования, штат и обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение и прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.
  29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав. Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему своего содержания инструкция не охватывала всех сторон тюремного дела, что вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г. включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о содержащихся под стражею». Том 14 Свода законов был разбит на две книги. Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею», а вторая - «Свод учреждений и уставов о ссыльных». Устав о содержащихся под стажей 1832г. в качестве мест лишения свободы предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичьей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.
  15 августа 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.
  К уголовным наказаниям относились: смертная казнь и лишение всех прав состояния; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. К исправительным наказаниям были отнесены: потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные или менее отдаленные места Сибири; ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских; заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, либо без оного; заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; заключение в тюрьму; арест; выговор.
  В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе, в связи, с чем был составлен проект нового закона «О тюрьмах». Инициатором тюремной реформы явился Николай I. В Москве по его повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии. Проект реформы был составлен в 1869 г. и в течение 10 последующих лет дорабатывался. 27 апреля 1879 г. было создано Главное тюремное управление, где сосредоточилось руководство тюрьмами, в которых стал активнее применяться труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное обеспечение.
  В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные тюрьмы; временные дополнительные помещения при них; смирительные дома; Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы; дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма; пересыльные тюрьмы; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты; временные арестантские каторжные тюрьмы; подследственные аресты в Привисленских губерниях; полицейские дома в Москве. Всего учреждений - 767.
  Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она применялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужденные лишались прав состояния и титулов и направлялись на рудники в Сибирь и на Сахалин. По истечении определенного срока каторжники (примерного поведения) переводились на более легкий режим, увеличивалось время отдыха, режим содержания ослаблялся. Со временем каторжные могли строить собственные дома и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная система отбывания наказания. Отбывшие каторгу переводились в категорию ссыльных переселенцев и определялись на место жительства в отдаленные районы с соответствующей материальной помощью.
  В рассматриваемый период цели наказания отличались многоаспектностью. Государство стремилось к перевоспитанию преступников, играло определенную роль и устрашение.
  Новым этапом в развитии идеи гуманизации наказания стало Уголовное Уложение 1903 г. Уложение вводило новую более упрощенную систему наказаний, количество наказаний сократилось до 8: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в смирительный дом, заключение в тюрьму, арест и штраф.
  Одним из последних значительных нормативных актов тюремного законодательства в царской России явилась Общая тюремная инструкция, утвержденная министром юстиции сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915г. Действие Инструкции распространяется на каторжные и другие общеуголовные тюрьмы и исправительные арестантские отделения.
  В 1909 г. в России был введен институт условно-досрочного освобождения, которое применялось к заключенным в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев. Необходимым условием применения условного освобождения являлось активное проявление исправления, выраженное в добросовестном отношении к труду и соблюдением режима содержания. Не подлежали условно-досрочному освобождению осужденные за казнокрадство и осужденные, подлежащие по окончанию тюремного заключения ссылке на поселение.
  Анализируя пенитенциарное законодательство в России перед февральской революцией можно утверждать, что оно в целом соответствовало аналогичному законодательству развитых европейских стран. Значительным явлением в истории русской тюрьмы можно с твердой уверенностью назвать создание в России Попечительного о тюрьмах общества. Воссоздание подобного общества в современных условиях было бы весьма полезным в деле демократизации уголовно-исполнительной системы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Характеристика уголовно-исполнительного законодательства и исправительных учреждений России в царский период.
  2. Цели и задачи тюремной системы дореволюционной России.
  3. Основные средства обращения с осужденными в дореволюционной России.

 
© www.txtb.ru