Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Основные средства исправления осужденных и проблемы их применения

  Выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов: вид наказания; характер и степень общественной опасности совершенного преступления; личность осужденного; поведение осужденного.
  Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. Понятие режима дается в ст.82 УИК РФ, эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой ИУ различных видов.
  Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативно - правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях.
  Условия отбывания наказания выступают в качестве элементов прогрессивной системы наказания и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий отбывания наказания. Статья 87 УИК РФ определяет правовую регламентацию различных условий отбывания наказания в пределах одной ИК, что позволяет более эффективно организовать исправительный процесс в местах лишения свободы и обеспечивают возможность максимального применения к осужденным основных средств исправления.
  Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления, по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия, охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно - массовая, культурно - массовая, спортивная и индивидуальная работа.
  Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
  Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в ИУ создается материально - техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ (ч.3 ст.110 УИК РФ).
  Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, т.к. без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека. В соответствии со ст.112 УИК РФ, общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших 30-летнего возраста и не имеющих основного общего образования и учитываются при определении степени их исправления.
  Общественно полезный труд - категория экономическая, но в ИУ используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления базируется исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные акты, определяющие обращение с осужденными - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
  УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться (ч.1 ст.103 УИК РФ), которая вытекает не из приговора суда, а на основании Правил внутреннего распорядка.
  Администрации ИУ обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно - правовых форм собственности. В соответствии с ФЗ «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ не должна превышать 2 часов в неделю.
  На основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды 1-ой и 2-ой группы привлекаются к труду по их желанию.
  Труд заключенных не должен приносить им страданий. Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.
  Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
  Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в порядке, установленном Минюстом РФ, но совместно с Минобразования РФ и выступает в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще. Все это снижает в целом эффективность процесса исправления осужденных. Отношение осужденного к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.
  В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и общественное воздействие, формы которого многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование различного рода методических и научно - методических советов.
  Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы и родительские собрания (в частности в ВК), правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.
  Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации ИУ, направленной на достижение целей уголовного наказания.

Вопросы для самоконтроля

  1. Правовое положение осужденных.
  2. Структура правового статуса осужденных, их права и обязанности.
  3. Основания и виды юридической ответственности осужденных.
  4. Основные средства исправления осужденных и проблемы их применения.

 
© www.txtb.ru