Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 18. Неосторожная преступность

  Понятие и состояние неосторожной преступности. Неосторожная преступность - самостоятельный элемент в структуре общей преступности. Специалисты в области УП выделяют 2 вида: небрежность и самонадеянность. В первом случае, человек не предвидит последствий своих действий и не желает их наступления; во-втором - человек понимает, что вредные последствия могут наступить, но надеется, что он их сам предотвратит или не наступят.
  Подобные поступки очень многочисленны и учитывая тяжесть наступивших последствий законодатель относит определённую часть к преступлениям. Наиболее типичные сферы человеческой деятельности, где проявляется неосторожное преступное поведение:
  1. Эксплуатация транспортных средств, которые являются источником повышенной опасности.
  2. Эксплуатация машин, агрегатов и других стационарных источников повышенной опасности на производстве.
  3. Строительные, взрывные, горные работы.
  4. Транспортировка и хранение электроэнергии.
  5. Работы в природной среде, связанной с опасностью загрязнения, отравления, порчей окружающей среды.
  6. Производство продуктов питания, медикаментов, лечение людей, ветеринарной помощью.
  7. Должностная или профессиональная деятельность, связанная с принятием ошибочных решений.
  8. Эксплуатация в быту источников повышенной опасности.
  Поэтому можно выделить следующие виды неосторожного преступного поведения, связанные с нарушением правил:
  1. Безопасность эксплуатации транспортных средств (гл. 27 УК РФ)
  2. Безопасность использования машин, агрегатов, работа которых требует особой осторожности при эксплуатации (горные, строительные иные работы ст.ст. 216, 217 УК РФ и др.)
  3. Безопасность при производстве, и подаче энергии, транспортировке и хранении энергоносителей (ст. 215 УК РФ и др.)
  4. Экологическая безопасность (глава 26 УК РФ).
  5. Медицинская безопасность.
  6. Бытовая безопасность.
  7. Безопасность исполнения должностных и профессиональных обязанностей (ст. 293 УК РФ - халатность и др.)
  8. Имущественная безопасность (ст. 168 УК РФ).
  В общественном сознании укоренилось представление, что неосторожное преступное поведение представляет меньшую опасность по сравнению с умышленным. Этот подход упрощённый и свойственен периоду, предшествующему научно-техническому прогрессу. В настоящее время на производстве, в быту происходит активное внедрение новых технологий. Это требует повышенного внимания, дисциплины к правилам общественного поведения и соответствующей профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что неосторожное поведение одного или нескольких человек во многих случаях угрожает жизни и здоровью многих людей (Чернобыль, авиакатастрофы, железнодорожные и другие транспортные происшествия, утилизация запасов вооружения, работа с радиоактивными и ядерными материалами и другие).
  Наиболее часто случаются ДТП (75% в структуре неосторожной преступности). Только прямой ущерб от аварий ежегодно составляет порядка 325 миллиардов рублей. Каждый год в результате дорожнотранспортных происшествий (ДТП) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранения. По информации Всемирного Банка, глобальные экономические потери от ДТП составляют около 500 миллиардов долларов в год (3,5% ВВП), не говоря о моральном ущербе потерпевших и членов их семей.
  Россия занимает первое место в мире по числу дорожнотранспортных происшествий в расчете на «автомобильную душу»: на 10 тысяч машин в год приходится 12 аварий. Ежегодно совершается более 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 32 тысяч и получают ранение более 250 тысяч человек. Причём в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают увечья люди в возрасте 25 - 40 лет, т.е. абсолютное большинство активной, работоспособной части населения страны. По Ростовской области в последние годы показатель тяжести последствий ДТП на автомобильных дорогах в среднем по области составляет - 14,9 погибших на 100 пострадавших в ДТП.

Таблица 3. Динамика числа погибших в результате ДТП

Таблица 3. Динамика числа погибших в результате ДТП

  Ежегодно происходят десятки миллионов нарушений Правил дорожного движения. Из-за латентности выявляется не более 5 - 6% совершенных нарушений. По оценкам экспертов, число нарушений Правил дорожного движения достигает в России 1,2 - 1,7 млрд. в год, из которых до 85% совершают водители.
  Ежегодно в РФ происходит 700-750 случаев столкновения поездов с автотранспортом, 250-300 случаев уголовно-наказуемых деяний связанных с перевозкой грузов; 4-10 крупных авиакатастрофы.
  Так в 2009 году травмы на производстве получили 78 000 человек (3 000 из них умерли). Официально зарегистрировано 2,2 млн. нарушений по ТБ, на самом деле их в 2 раза больше. Например, Ростехнадзор выявил за год 162 аварии (из них 285 смертей). По данным минздравсоцразвития, уровень смертельного травматизма в нашей стране 12 случаев на 100 000 работающего населения. В условиях, не соответствующих санитарногигиеническим условиям, трудятся 24,7% работающих. Треть населения уходят из жизни в трудоспособном возрасте (в Евросоюзе показатель ниже в 4,5 раза). По причинам, связанным с профессиональной деятельностью, ежегодно умирает 180 000 человек, 200 000 получают травмы на производстве. 10 000 получают профзаболевания, 14 000 становятся инвалидами. Эти показатели не меняются на протяжении последних лет.
  Ежедневно в стране происходит до 600 пожаров, при которых погибает до 44 человек и получают травмы до 37 человек, Так, по статистике, взятой с официального сайта Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (www.mchs.gov.ru), за 2009 год на территории РФ зарегистрировано 211 163 пожара, в которых погибли 15 924 человека, в том числе 597 детей, получили травмы 13 646 человек, прямой материальный ущерб составил 8551,2 млн. руб.
  В общей структуре преступности неосторожная преступность составляет примерно 20 %. Из них 75% преступлений, совершаемых по неосторожности, приходится на долю автомобильного транспорта; 12— 18% составляют преступные нарушения правил охраны имущества, халатность; 5—8% — нарушения правил охраны труда и техники безопасности; 4—6% — неосторожные преступления против личности (убийства, телесные повреждения).
  Данному виду преступности присуща высокая латентность (ДТП в алкогольном опьянении, загрязнение водоёмов, нарушение ТБ). Также присуща высокая степень виктимности (виновное поведение потерпевшего). Показатель виктимности до 20%.
  Актуальность проблемы борьбы с неосторожными преступлениями обусловлена не только неблагоприятными тенденциями их динамики и непосредственно ущербом, причиняемым жизни, здоровью, имуществу людей, но и тем, что указанные преступления принадлежат к числу наиболее острых и опасных форм проявления социальной безответственности, недисциплинированности, эгоизма, равнодушия преступников к обществу и его благам. Морально-политический вред, наносимый обществу неосторожными преступлениями, связан и с тем, что они могут играть криминогенную роль в умышленных преступлениях.
  Причины и условия неосторожной преступности. В генезисе неосторожного преступления всегда лежит порожденная невнимательностью та или иная ошибка субъекта, в результате которой наносится вред интересам общества личности, охраняемым уголовным правом, создавшая реальную угрозу наступления вредных последствий. В данном случае речь идет, естественно, о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации.
  В широком смысле причины неосторожных преступлений обусловлены противоречиями между субъектами (личность, ее цели, намерения, поведение) и объективными (ситуация, орудие или средство) обстоятельствами. При этом следует отметить, что если причиной конкретного преступления, совершенного по неосторожности, является взаимодействие личности с опасной ситуацией и средствами, то сами дефекты личности, опасные свойства ситуации и орудий (средств), приводящие к криминальной неосторожности, кроются в более глубоких социальных причинах и условиях. В частности, в условиях политического и социально-экономического кризиса имеет место постоянное деформирующее воздействие на общественное и индивидуальное сознание, его неизбежная дезорганизация. Кризис порождает стрессы, волнение, неуверенность в себе, ошибки в принятии решений.
  Обычно неосторожное причинение вреда является результатом противоречий между объективными требованиями ситуации предъявляемыми к личности, и неадекватным субъективным восприятием личностью этой ситуации. Личность чаще всего оказывается несостоятельной по отношению к требованиям сложной ситуации.
  Итак, основные причины: безответственно нерадивое отношение к своему долгу, обязанностям; рассогласовывание между свойствами личности и требованиями окружающей среды.
  В общем виде причины: эгоистическое, потребительское или безответственное отношение к правилам безопасности везде (карьеризм, авантюризм); низкий уровень профессиональной подготовки; недисциплинированность.
  На формирование и закрепление мотивации неосторожного поведения оказывают влияние:
  — социально-психологические нормы общества;
  — традиции и атмосфера семейно-бытового воспитания, производственной сферы;
  — негативное влияние примеров и советов руководителей и обучающих лиц;
  — искажение в СМИ риска, целесообразности, смелости;
  — недостатки и нарушения в организации и управлении техникой, технологическими линиями;
  — отсутствие профилактической деятельности.
  Условия, способствующие неосторожным преступлениям:
  — организационно- технические. Одной из ключевых составляющих автомобильно-дорожного комплекса России является сеть автомобильных дорог и ее состояние. По оценкам экспертов, темпы прироста автопарка в пять раз выше темпов увеличения протяженности дорог. Согласно статистике по состоянию на 2010 год около 30% автомобильных дорог эксплуатировались в состоянии перегрузки. При этом сами дороги часто находятся в неудовлетворительном состоянии, а дорожная инфраструктура сильно изношена, так из 1 млн. км автомобильных дорог более 2 000 км не имеют знаков, разметок, пешеходных переходов, тротуаров, нет освещения, колдобины.
  — организационно-правовые недостатки (не знания правил и их несоблюдение, недостаточный контроль за соблюдением правил безопасности, предосторожности, отсутствие специальной профилактики и не обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, совершенные по неосторожности);
  — организационно-управленческие (плохое эксплуатирование техники; дефекты в организации дорожного движения, несовершенство профессиональной подготовки, недостатки в подборе, обучении и воспитание кадров).
  Особенности личности неосторожного преступника. Правовое сознание личности неосторожного преступника изучено ещё не достаточно. Однако имеющиеся данные позволяют исключить случайный или ситуативный характер неосторожного преступника и говорят об определённых дефектах правового сознания.
  В целом оно не достигает той глубины и стойкости искажения, как у умышленного преступника, но отличается от законопослушных граждан. Специфичность дефектов правосознания заключается не столько в негативном отношении к правовым нормам вообще, сколько в незнании конкретных норм или неодобрении и не подчинении им или в отсутствии готовности следовать общим и специальным нормам предосторожности.
  Структура неосторожного преступника:
  1. Социально-демографические признаки:
  Пол: мужской, женщин примерно 2 %. Например, водитель- женщина более аккуратна и дисциплинирована. Смертность от ДТП по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем у женщин.
  Возраст: 18-24 года
  2. Социально-ролевые признаки:
  Очень важна профессиональная подготовка и например, водительский стаж (32-34% аварии у лиц, стаж которых 1-2 года);
  80% раньше привлекались к административной ответственности;
  12% - к уголовной,
  Место работы: 9,7% - рабочие, фермеры - 5,7%, служащие - 5,8%, пенсионеры - 3,7%, не работающие -3,3%, иные - 15%.
  Цели и мотивы, нарушений производственных и прочих правил:
  - пренебрежение к правилам безопасности и другим нормам - 42;;
  - стремление быстрее окончить работу - 35- 40%.
  - лихачество водителей автотранспорта - 73%;
  - неоправданная удаль и лихачество - 42%.
  3. Нравственно-психологическая характеристика неосторожного преступника:
  - осужденные за ДТП - беспечность, легкомыслие - 64%; самоуверенность - 90%; неумение правильно оценить ситуацию - 43%, неосторожность - 4,4%.
  - эгоизм, безразличие к социальным последствиям;
  - отношение к источнику повышенной опасности и к правилам обращения с ними как к формальности (т.е. 55-60% совершают неосторожные преступления осознанно в обычной, а не в экстремальной ситуации);
  - недостатки в профессиональной подготовке;
  - самонадеянность;
  - состояние опьянения (20%).
  Искажение нравственно-психологических свойств личности происходит на фоне регресса нравственного состояния общества: аморализация и увеличение преступности. Сдвиги и искажения нравственно-психологических свойств личности неосторожных преступников носят чаще всего локальный характер и проявляются именно в ситуациях, где допускается пренебрежительное отношение к правилам безопасности, предосторожности. Они совмещаются с положительной в целом профессиональной и бытовой характеристиками большинства из этих лиц (только один из пяти-семи виновных имел отрицательную характеристику). Однако при систематически совершаемых нарушениях не исключается распространение пренебрежительного отношения к правилам безопасности и на другие сферы регулируемой правом деятельности. Сказанное позволяет выделить в контингенте неосторожных преступников преимущественно ситуационный и неустойчивый типы, реже - злостный тип нарушителей правил безопасности, предосторожности. Отметим, что последний из них представляет собой результат дальнейшей деформации личности нарушителей предыдущих типов.
  Предупреждение неосторожной преступности. Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеют общесоциальные меры такие, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьянством, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Они помогают устранять различные несовершенства в технологии производства, недостатки в планировании, управлении, организации контроля, подготовке и подборе кадров, способствующие совершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и делают возможной ликвидацию тех криминогенных деформаций групповой и индивидуальной психологии, которые являются причинами данных преступлений.
  Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями играют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: разработка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и правил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступления и иные создающие для них почву «фоновые» правонарушения; улучшение организации и методики работы контролирующих органов, органов расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов, прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружающей среды. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, склонными к совершению неосторожных преступлений, обеспечение общего и специального превентивного эффекта занимают важное место в деятельности правоохранительных органов.
  Успешное предупреждение неосторожных преступлений возможно только при систематическом принятии мер борьбы с ними. Устранение недостатков в использовании техники, в модернизации технологии, организации управления производством, контроля требует, как правило, длительного применения комплекса мер. Для устранения дефектов технологии, нарушающих безопасность производства, необходимо не только внедрять новые технические средства, но и обучать рабочих пользоваться ими. Это в свою очередь выдвигает задачу повышения их квалификации, изменения системы контроля и т.д. Длящимся характером и комплексностью характеризуется и применение мер, направленных на воспитание у руководителей предприятий и организаций, работников инспекций и служб позиции максимального внимания к вопросам техники безопасности и охраны природы, добросовестного отношения к возложенным на них обязанностям, проявления принципиальности и иных качеств личности, необходимых для успешной борьбы с нарушениями названных правил и иными неосторожными преступлениями. Более длительная и упорная работа требуется для формирования позитивного общественного мнения по указанным вопросам, основанного на четком осознании социальной значимости их успешного решения.
  Только при таких условиях дадут должный эффект организационноуправленческие меры по информационному обеспечению органов и служб, ведущих борьбу с преступными нарушениями правил техники безопасности и охраны природы; по координации их деятельности, совершенствованию методики и техники контроля
  Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработана программа по улучшению условий и охране труда. Основные направления программы - совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда, создание системы оценки и управления рисками на рабочем месте. Также будут созданы профпатологическая служба России, система ранней диагностики и профилактики профзаболеваний. Будут установлены индивидуальные страховые тарифы на обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Разрабатываются меры экономического стимулирования работодателей к проведению мероприятий по улучшению условий труда.
  Большое значение приобретает своевременное и адекватное проведение форм, методов и средств контроля за безопасностью на транспорте к условиям его функционирования. Так, приобретение в последнее время средств воздушного и водного транспорта частными фирмами, физическими лицами приводит к неконтролируемой эксплуатации и самым негативным последствиям в плане безопасности движения.
  Важнейшим условием эффективной профилактики транспортных происшествий является взаимодействие ведомственных, межведомственных и правоохранительных органов.
  Основные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий:
  1. Разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению происшествий, предусматривающих меры социальноэкономического, социально-правового, организационно-технического характера. Благодаря последовательной профилактической работе впервые за последние 6 лет наметились положительные сдвиги в обеспечении дорожной безопасности. Существенную роль сыграли меры, осуществляемые в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Её главная цель снизить число погибших. Поэтому необходимо формирование транспортной культуры (семья, детский сад, школа). Так разрабатывается в Минобрнауке образовательный стандарт нового поколения, в котором уделяется повышенное внимание безопасности дорожного движения. Разработаны новые стандарты при подготовке водителей-профессионалов и система профессионального психофизиологического отбора водителей. Созданная инновационная многопараметрическая информационноаналитическая система способна прогнозировать состояние безопасности дорожного движения (МИАС). Она позволит анализировать комплексную информацию по основным характеристикам (условиям, причинам, факторам, участникам и др.) ДТП, выявить наиболее проблемные направления аварийности на автотранспорте, отслеживать динамику показателей административной практики, количество транспортных средств и других показателей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и по отдельным субъектам РФ. В дальнейшем планируется её интеграция на основе Единой информационно- телекоммунакационной системы МВД РФ (ЕИТКС МВД РФ).
  2. Совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий. Необходимо отметить, что в ст. 236 УК РФ, в отличие от ст. 85 УК РСФСР, не предусмотрена, в частности, ответственность за деяния, которые если не повлекли, но заведомо создавали угрозу наступления тех же вредных последствий. В подобных случаях теперь предусмотрена ответственность в дисциплинарном или административном порядке.
  3. Постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных происшествиях. Вероятно, необходим такой закон о дорожном движении, в котором четко должны быть определены конкретные ведомства, организации, ответственные за порядок на дорогах.
  4. Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также за расследованием происшествий (как уголовнопроцессуальным, так и служебным).
  5. Повышение уровня профессиональной подготовки, как работников транспорта, так и транспортных следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта.
  6. Использование современных технических средств и информационных технологий. Так на улицах городов и посёлков на автомобильных дорогах установлено и действует около 73 тысяч камер видеонаблюдения. В настоящее время в городах и на автомобильных магистралях России функционирует аппаратно-программный комплекс «Поток». Он позволяет осуществлять автоматизированный надзор за соблюдением Правил дорожного движения, в том числе за соблюдением скоростных режимов движения, с предоставлением оператору информации в реальном времени для принятия решения. Вместе с надзором за дорожным движением с помощью данного комплекса решаются многие задачи ГИБДД по борьбе с преступностью. В автоматическом режиме считываются номерные знаки автомобилей и проверяются по базам розыска, производится визуальное и звуковое оповещение оператора в случае выявления совпадения распознаваемого номерного знака с записью в базе данных розыска.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные группы преступлений совершаемых по неосторожности.
  2. Каковы причины неосторожных преступлений?
  3. Назовите основные нравственно-психологические свойства лиц, совершивших неосторожное преступление.
  4. Каковы общие и специальные меры предупреждения неосторожных преступлений?
  5. Каковы основные направления эффективной профилактики транспортных происшествий?

 
© www.txtb.ru