Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 11. Предупреждение (профилактика) преступности

  Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности. В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений.
  Несмотря на неоспоримое значение справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) — наиболее перспективный способ борьбы с этим явлениям.
  Три основных момента убеждают в приоритетности предупреждения преступлений (преступности). Во-первых, упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательств (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем карать за уже содеянное. Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных групп (видов), государство и общество воздействуют на самую почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям. В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек». Расчеты показали, например, что предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около 1,5 млн руб., не говоря уже об ущербе для воспроизводства населения, воспитания детей, обороноспособности страны и т.д.
  Предупреждение преступности — многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости — и на их ближайшее окружение.
  Деятельность по предупреждению преступности — часть политики государства по национальной безопасности и (во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами) борьбе с преступностью. Цели предупредительной деятельности должны сообразовываться с состоянием и возможностями общества. На современном этапе развития нашего общества реальные цели:
  — противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях — глобальном, локальном, индивидуальном; сдерживание и сокращение преступности; упреждающее устранение угроз правам, свободам и законный интересам граждан, интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений;
  — коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ресоциализации; способствование созданию и укреплению в обществе демократической, экономической, политической, социальной и психологической стабильности, атмосферы спокойствия и безопасности.
  Предупреждению преступности уделялось определенное внимание в дореволюционной России. В частности специально регулировалась профилактическая деятельность полиции, с участием общественности была создана разветвленная система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений и преступлений несовершеннолетних. В советский период была выработана научная концепция предупреждения преступности с использованием дореволюционного опыта и значительное развитие получила система предупредительных мер.
  Несмотря на то, что в 70 - 80-е годы эта система все в большей степени ощущала отрицательное воздействие формализма и погони за отчетными показателями, она сохраняла достаточную эффективность. Ее влияние, несомненно, сказалось на том, что противоречивые тенденции преступности в названный период не привели к ее скачкообразному росту. Уровень преступности в стране (с учетом сопоставимой латентности) оставался в 5—10 раз и более ниже, чем преступность стран Запада.
  Отечественная модель предупреждения преступности получила международное признание. Ряд ее организационных форм и методических положений получили поддержку в документах ООН, ее специализированных органов и адаптированы в практике борьбы с преступностью ряда зарубежных стран.
  К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин, и в частности недооценки органами власти стратегического значения предупреждения преступности для будущего страны, ее отечественная система за годы реформ оказалась разрушенной. В настоящее время целесообразно ее восстановление и развитие в новых условиях с использованием существовавших форм и методов предупредительной деятельности, выдержавших испытание практикой и временем. Начиная с 1995 г. восстановление системы предупреждения преступности в стране заметно активизировалось
  Предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное (криминологическое).
  Предупреждение преступности общесоциальными средствами, обозначаемое для краткости как общесоциальное предупреждение, осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах.
  Специальное (криминологическое) предупреждение преступлений включает комплекс мер, специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью, которые осуществляются органами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими нормативно выделенные функции, связанные с этой борьбой.
  Общесоциальное и специальное предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной ситуации сигнализировать о необходимости учета тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер общесоциального уровня.
  Специальное (целенаправленное) предупреждение преступности имеет три основных объекта непосредственного воздействия. Во-первых, речь идет о так называемых социальных патологиях, т.е. процессах и явлениях, в которых реализуются формы поведения определенных групп населения, служащие питательной почвой, «фоном» преступности. Это — пьянство и алкоголизм, потребление наркотических средств и других одурманивающих веществ без медицинских показаний, бродяжничество и попрошайничество, проституция, бытовое дебоширство и мелкое хулиганство и т.д.
  Во-вторых, специальное предупреждение преступности воздействует на весь комплекс причин и условий преступности с переносом центра тяжести на их проявления на уровне особенного и единичного
  Наконец, в-третьих, объектом специального предупреждения преступности являются выделенные в ее рамках организованные, профессиональные, рецидивные формы преступности.
  Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов — руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности. Это принципы законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.
  Характеристика системы предупреждения. Система предупреждения преступности включает в себя: объекты; уровни и предупреждения, меры предупредительного воздействия и субъектов, осуществляющих работу.
  Объекты предупредительного воздействия можно подразделить на: процессы и явления (экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы), обуславливающие состояние и динамику преступности; деятельность субъектов предупреждения, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. Ее характер: профессиональный, административный, управленческий, технический; личность преступника: социальный процесс ее криминогенных качеств.
  Уровни предупреждения в зависимости от иерархии причин и условий подразделяются на общесоциальный, специальнокриминологический и индивидуальный.
  Общесоциальный уровень - деятельность государства, общества и их институтов, направленная на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, политической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах.
  Специально-криминологический уровень - целенаправленное воздействие на криминогенные факторы. Действие по устранению и нейтрализации причин и условий преступного поведения осуществляется субъектами, для которых профилактическая функция - выполнение их профессиональных задач.
  Индивидуальный уровень включает деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. Индивидуальная профилактика в зависимости от стадии генезиса личности преступника подразделяется на раннюю профилактику, судебноследственную, пенитенциарную и постпенитенциарную.
  Меры предупредительного воздействия подразделяются на общесоциальные и специальные.
  Общесоциальные меры - это крупномасштабные мероприятия по осуществлению экономического, политического, социального реформирования нашей страны.
  Специальные меры предупреждения классифицируются по объему, целенаправленности, территориальному масштабу, субъекту разработки и применения.
  Объем применяемых мер определяется исходя из количества «единиц воздействия» (процессов и явлений, ситуаций, лиц). В этой связи можно выделить меры, воздействующие на массив обстоятельств, ситуаций, лиц с неопределенной численностью (на пример, меры противодействия пьянству); на группу обстоятельств, ситуаций, лиц, имеющих определенные характеристики (например, меры предупреждения преступности лиц с психическими аномалиями); на обстоятельства, ситуации, лиц, связанных с возможностью или совершением конкретного преступления (на пример, меры, ограничивающие возникновение благоприятных ситуаций для новых преступлений разыскиваемого серийного убийцы).
  По направленности меры специального предупреждения преступлений могут иметь целью ограничение ее проявлений применительно к видам преступности и типам преступников; применительно к криминальным обстоятельствам, ситуациям, мотивам, которые характерны для преступлений в отдельных сферах жизнедеятельности, отраслях народного хозяйства, мест действий преступников.
  По территориальному масштабу меры специального предупреждения преступности могут охватывать: всю территорию страны (в соответствии с федеральными комплексными или целевыми программами усиления борьбы с преступностью); территорию субъекта Федерации (в соответствии с региональными программами); определенную местность, населенный пункт, иной конкретный территориальный объект (в соответствии с программами данного уровня).
  По механизму воздействия специальные меры предупреждения преступности подразделяются на воспитательные (например, те аспекты правового воспитания, в том числе осуществляемого через СМИ, которые направлены на формирование солидарности населения с правоохранительной деятельностью); социальной поддержки, помощи, защиты в отношении групп населения с повышенным криминальным риском (например, выявление и устройство детей, оставшихся без родительского попечения; упрощенный порядок восстановления документов, удостоверяющих личность граждан без определенного места жительства); медицинская и психолого-педагогическая реабилитация лиц. с повышенной виктимностью или характерологическими чертами, указывающими на возможность совершения ситуативного преступления; ограничительные меры (например, разрешительный порядок ношения оружия); меры правового воздействия (например, административная ответственность за мелкое хулиганство, удерживающая от совершения преступлений с хулиганской мотивацией); уголовная ответственность за угрозу убийством; технические меры (например, становление государственных стандартов безопасности для оборудования деловых и жилых помещений, защита банков компьютерной информации, нанесение маркировочных знаков на транспортные средства при их производстве, противоугонные средства и т.д.).
  По механизму воздействия классифицировать предупредительные меры можно также на «обезличенное» противодействие возникновению криминальных ситуаций (например, по устранению недостатков учета и отчетности, по усилению патрулирования общественных мест с неблагоприятной криминальной обстановкой и т.д.) и на выявление и воздействия на личности, поведение которых позволяет прогнозировать совершение ими преступления.
  Субъекты предупреждения преступности. Эта система включает органы и организации:
  — разрабатывающие и применяющие государственную концепцию предупреждения преступности и политическую линию предупредительной деятельности, устанавливающую значимость этой деятельности, ее место в обществе, реальные цели, принципы, круг объектов и средств воздействия и т.д.; правовые акты, регулирующие предупреждение преступности;
  — осуществляющие информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение и научное сопровождение предупредительной деятельности;
  — осуществляющие управление системой предупреждения преступности (в целом или по отдельным направлениям и уровням), в том числе по форме координации;
  — непосредственно применяющие меры предупреждения преступности, в том числе ее отдельных видов и конкретных преступлений.
  Надо различать также федеральные органы, органы субъектов Федерации, муниципальные органы и организации, осуществляющие целенаправленное предупреждение преступности; государственные (муниципальные) и частные субъекты этой деятельности.
  По степени специализации в сфере предупреждения преступности выделим, во-первых, законодательные (представительные) органы, постоянная задача которых — развивать правовое регулирование предупредительной деятельности, которая осуществляется в рамках их широкой конституционной компетенции, В рамках широкой общей компетенции осуществляется и предупредительная деятельность органов исполнительной власти в процессе управления делами общества.
  Во взаимодействии с органами исполнительной власти в сфере предупреждения преступности функционируют хозяйствующие структуры, некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения, организации, обеспечивающие позитивные формы досуга, СМИ, учебные и трудовые коллективы, самоуправляющиеся организации жильцов и т.д.
  Так, для органов социального обслуживания населения выделены задачи и функции моральной, психолого-педагогической, материальной, правовой поддержки и помощи лицам, попавшим в криминогенные условия жизни из-за нужды, различных конфликтов, социального одиночества, отсутствия определенных занятий и места жительства и т.д.Не менее значимо выделение профилактических задач и функций для органов и учреждений здравоохранения. Органы и учреждения здравоохранения взаимодействуют с органами социального обслуживания в адаптации к жизни в обществе лиц из групп повышенного социального риска.
  Органы и учреждения образования наряду с основными задача ми и функциями по формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, адаптации личности к жизни в обществе, воспитанию гражданственности должны противодействовать формированию у учащихся отклонений в развитии и поведении, создавать условия для коррекции этих отклонений и социальной адаптации их носителей.
  К числу частично специализированных субъектов предупреждения преступности надо отнести также контрольно-ревизионные органы, нотариат (в том числе частный нотариат и аудит), а также юридическую службу предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности.
  Заслуживает серьезного внимания целенаправленная ориентация на участие в предупреждении преступлений частных охранных и детективных предприятий, казачьих обществ.
  К числу специализированных субъектов предупреждения преступности относятся правоохранительные органы (их службы, подразделения, организации, учреждения).
  Для специализированных органов предупреждения преступности, характерны: а) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной деятельности до того, как она примет процессуальные формы, и в этих формах; в) наличие у сотрудников, осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения; г) тенденция к специализации предупредительной деятельности в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении, но в сочетании с жестким требованием участия в предупредительной деятельности всех служб, подразделений, учреждений, организаций в меру возложенных служебных задач; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер; е) выделение задач и функций предупреждения преступности в самих правоохранительных органах.
  Правовое регулирование предупреждения преступлений.
  Предупреждение преступлений в широком плане предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что предупреждение преступлений неразрывно связано с последовательным укреплением законности в процессе создания правового государства.
  Сущность такого правового регулирования состоит в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности.
  Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступлений, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступлений.
  С помощью права обеспечивается слаженность и упорядоченность профилактики преступлений. Объективные свойства и функции правовых норм являются серьезной гарантией целесообразной организации данного вида деятельности.
  Предупредительная роль права состоит в таком регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социальнокультурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода. Упорядочение законодательного регулирования экономических связей способно предотвратить возможные криминогенные последствия.
  Проведение такой работы предполагает, во-первых, улучшение законодательства, его совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.
  В криминологической литературе выделяют два важных направления правового регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит "материальный" характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.
  Второе направление состоит в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан - субъектов предупреждения преступлений в установлении содержания и порядка осуществления предупредительных мероприятий. Это направление правового регулирования принято называть "процессуальным".
  Безусловно, такое разделение направлений правового регулирования является условным, так как нередко указанные направления переплетаются и сочетаются в едином правовом установлении. Так, если "процессуальное" направление способствует упорядочению внутриорганизационных отношений самого субъекта предупредительной деятельности, то "материальный" аспект правового регулирования нацелен на оказание позитивного воздействия на объект для приведения его в такое состояние, которое способно повлечь ожидаемые изменения в среде функционирования.
  Таким образом, правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы.
  В настоящие время процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Он представляет собой конгломерат различных нормативных актов, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы закреплены и соответствующие функции.
  Важные положения, определяющие основные принципы и направления предупреждения преступности содержатся в ряде международно-правовых актах, признанных РФ. К ним относятся Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступности и злоупотребления властью.
  Фундаментальной основой для разработки и реализации предупредительной деятельности является ряд статей Конституции РФ (о недопустимости умаления достоинства личности - ст. 31, неприкосновенности жилища - ст. 25, имущества - ст. 35 и др.)
  Некоторые отрасли российского законодательства содержат статьи, работающие на предупреждения преступности. К ним относятся: нормы УК РФ о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, об условном осуждении; о принудительных мерах воспитательного характера к несовершеннолетним. Задачей УК РФ является - охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности, общественной безопасности, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества и предупреждение преступности. В нормах УИК РФ - порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобождённых, условно-досрочное освобождении, административный надзор.
  Основное назначение уголовного процесса (УПК РФ) является охрана прав и свобод граждан. В ст. 11 ч.3 УПК РФ определено: «При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ст. 166 ч. 9, ст. 186 ч. 2, ст. 193 ч. 8, ст. 241 п. 4 ч. 2 и ст. 278 ч. 5 Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ». В частности, к профилактическим мерам относятся: участие под псевдонимом в следственных действиях, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц; контроль и запись телефонных и иных переговоров; обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым.
  Нормы КоАП РФ регламентируют оборот оружия, а также направлены на предупреждение пьянства, наркотизма, проституции. Нормы гражданского и семейного права, предусматривают ограничение дееспособности, ограничение родительских прав и другие.
  Также следует считать за правовую основу многие нормативные акты, принятые в последние годы и направленные на предупреждение преступности. Однако проблемы правового регулирования предупреждения преступлений, так же как и других сторон общественной жизни, в настоящее время еще слабо разработаны, что в значительной степени сдерживает потенциал права в решении этой актуальной задачи.
  Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. В её разделе 2. «Государственная и общественная безопасность» в ст. 39 определено «Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем преимущество предупреждения преступности перед наказанием?
  2. Что является объектом криминологической профилактики?
  3. Назовите субъектов общесоциальной профилактики.
  4. Какая роль в предупреждении преступности органов МВД?
  5. В чём заключаются правовые основы профилактики?


 
© www.txtb.ru