Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 8. Назначение выборов

  Правовые основания и субъекты назначения выборов
  Назначение выборов - начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в установлении даты голосования. Правом назначать выборы обладают уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии с установленными сроками. Так выборы президента Российской Федерации назначает совет федерации федерального собрания РФ; днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента РФ и в котором он был избран; выборы в государственную думу назначаются президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий правовой акт. С этого момента начинается избирательная кампания. Срок полномочий выборного органа или лица, перечень субъектов назначения выборов, порядок назначения выборов соответствующего уровня и вида регулируются федеральным и региональным законодательством и существенно различаются между собой.
  Порядок назначения выборов
  Установленный Федеральным законом срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления или однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. Определение конкретного срока полномочий (в пределах данного срока) остается компетенцией законодателя самого субъекта РФ.
  Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе об основных гарантиях особо выделены следующие положения: выборы органов или выборных лиц являются обязательным, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований; выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо соответствующая избирательная комиссия не назначат выборы в установленный срок, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована выборы соответствующий суд общей юрисдикции. По заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
  Голосование на выборах назначается только на воскресенье. По общему правилу днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье марта, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября, в котором истекают сроки полномочий соответствующих выборных органов или депутатов этих органов.
  Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок на который была избрана Г осударственная Дума. При роспуске Г осударственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.
  В случае если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Госдумы нового созыва, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.
  В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, является обязательным.
  Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.
  В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.
  В случае если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента России, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.
  Назначение выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, как правило, самим представительным органом. При этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В случае, если общие выборы не назначены в установленный законом срок представительным органом, то назначить их вправе глава органа исполнительной власти. В случае, если общие выборы не назначены главой исполнительной власти или представительным органом, выборы назначает и проводит в предусмотренный законом срок избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
  Дата проведения очередных выборов определяется в соответствии с установленными региональным законодательством порядком формирования и сроками полномочий этих органов. При этом дата выборов должна быть назначена не позднее чем за определенное число дней до дня выборов, либо по согласованию с представительным органом.
  Досрочные выборы проводятся в случаях роспуска представительного органа, в том числе одной из его палат, самороспуска, отзыва избирателями более одной трети депутатов. Правом назначения даты досрочных выборов наделяется глава исполнительной власти либо представительный орган, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, и решение о назначении даты выборов облекается в различные правовые формы.
  Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального уровней. В основном используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка назначения муниципальных выборов. В законах закреплялся централизованный, децентрализованный и смешанный порядок назначения выборов. При централизованном порядке выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы (администрации) муниципального образования назначались региональным законодательным органом государственной власти.
  Сейчас в связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" повсеместно устанавливается соответствующий Конституции РФ децентрализованный порядок назначения выборов в органы местного самоуправления - как депутатов представительных органов, так и соответствующих должностных лиц. Муниципальные выборы, - сказано в ст. 23 указанного закона - назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Регулирование срока назначения и проведения выборов предусматривает возможность их проведения как в единый срок (как для представительного органа, так и главы муниципального образования), так и возможность совмещения муниципальных выборов с выборами органов государственной власти федерального и регионального уровней.

 
© www.txtb.ru