Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 17. Референдум

  Институт референдума в системе народовластия.
  Понятие, значение и виды референдума
  В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях, например, принятие конституции или внесение в нее поправок, что специально предусмотрено в конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-либо своего акта общенационального значения.
  Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимации того или иного государственного лидера или действий властей. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума.
  В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон и использовался редко. В апреле 1993 г. референдум был использован для разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, а в декабре того же года референдум был проведен для принятия Конституции.
  Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, регулируются Конституцией РФ (ст. 3, 84, 130), ФКЗ от 28.06.2004 г. "О референдуме Российской Федерации", ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") с изм. и доп. от 27.09., 24.12.2002 г., 23.06., 4.07.2003 г., 21.07.2005 г.
  Федеральным законом "Об основных гарантиях..." референдум определяется как форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
  Закон определяет и виды референдума. Референдум РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ. Референдум субъекта РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. Референдум местный - референдум, проводимый в соответствии с уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
  Вопросы, подлежащие вынесению на референдум РФ, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ, определяются федеральным конституционным законом. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было дать однозначный ответ, а также - чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
  На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
  На референдум РФ не могут выноситься вопросы;
  - изменения статуса субъектов РФ;
  - досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);
  - принятия и исполнения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  - введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
  - принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  - амнистии и помилования.
  Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
  На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ, если указаны вопросы, которые не урегулированы Конституцией РФ, федеральными законами. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, местный референдум.
  На референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
  - о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления ибо об отсрочке указанных выборов;
  - персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и ряд других вопросов, определенных федеральным законом.
  Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения.
  Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ, обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.
  Референдный процесс, правовые последствия референдума
  Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
  В соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум РФ проект новой Конституции РФ. Решением об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Решение Конституционного Собрания направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.
  Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом.
  Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный Федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
  Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае положительного решения Конституционного Суда, Президент РФ своим указом обязан назначить референдум РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения все процедуры, связанные с референдумом, прекращаются.
  Референдум субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, местный референдум представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
  Решение о назначении референдума РФ, референдума субъекта РФ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
  Голосование по законопроекту и иному вопросу, вынесенному на референдум РФ, производится в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов. Все голоса суммируются в Центральной избирательной комиссии, которая не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума РФ.
  Центральная комиссия референдума РФ признает референдум РФ состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме РФ. Центральна комиссия признает решение принятым на референдуме РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
  Постановлением Центральной комиссии референдума РФ результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия референдума РФ вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума РФ провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии референдума РФ.
  Центральная комиссия референдума РФ составляет протокол о результатах референдума РФ. Принятое на референдуме РФ решение и итоги голосования в целом по РФ подлежат официальному опубликованию Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума РФ.
  Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки данного правового акта.

 
© www.txtb.ru