Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1. Физические лица - субъекты авторского права

  Субъектами авторского права изначально признаются лица, трудом которых созданы произведения науки, литературы, искусства. Поэтому только в лице автора право является первоначальным. В лице других правообладателей авторское право является производным, либо оно переходит по наследству, либо это зависит от желания и воли самого автора.
  Для самого автора право действует в течение всей его жизни. Другие обладатели авторских прав ограничены определенным временем (например, 70-летним сроком охраны после смерти автора). Субъектами авторского права могут быть российские и иностранные граждане, их правопреемники, наследники, юридические лица, Российское государство, субъекты РФ и др.
  Авторское право у лица возникает с момента создания произведения. Не существует каких-либо ограничений или возрастного ценза для признания лица автором. Авторы произведений независимо от возраста, дееспособности обладают авторскими правами.
  Судьба произведений недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних субъектов во многом зависит от законных представителей, так как сделки с такими авторами должны заключаться при участии их опекунов и попечителей. Зарубежная судебная практика, однако, признавала заключенные несовершеннолетними договоры действительными, если они были экономически выгодны для подростка.
  Так, один из сыновей Ч. Чаплина (Дело 1966 года) договорился с издателями о публикации некоторых подробностей семейных отношений в форме личных мемуаров. При решении о действительности авторского договора необходимо было определить, выгоден ли такой договор несовершеннолетнему. Мнения судей разделились. Было высказано суждение, что публикация самим несовершеннолетним подробностей семейных отношений не идет ему во благо. Но большинство судей, считая, что самому факту публикации такого рода не может быть дано высокой моральноэтической оценки, все же решили, что заключенный договор принесет несовершеннолетнему пользу, поскольку даст ему возможность совершенствования как писателя и приобретения литературных навыков. Поэтому договор был признан действительным и гонорар за произведение был взыскан в пользу несовершеннолетнего.
  Способность автора иметь, приобретать, осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности в полном объеме возникает по достижении лицом совершеннолетия.
  Иностранные граждане-авторы и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами. Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Иностранец, не обладающий дееспособностью по личному закону, не может ссылаться на ее отсутствие, если по праву места совершения сделки является дееспособным лицом.
  Например, совершив сделку в России, гражданин Швейцарии 18 лет, несмотря на то что совершеннолетие в Швейцарии наступает по достижении 20 лет, не вправе ссылаться на отсутствие дееспособности у себя на родине.
  Субъектами авторского права являются соавторы, совместным трудом которых создается произведение. Соавторство - это совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом. Авторство на коллективное произведение принадлежит совместно всем соавторам.
  Существуют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Первое возникает в отношении произведения, составляющего единое целое, второе - в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
  Соавторы еще не созданного произведения могут заключать договоры, в которых будет определен вклад каждого автора и порядок использования произведения. Поскольку произведение еще не существует, эти соглашения будут иметь правовой характер. В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут планировать распределение вознаграждения.
  По мнению Э. П. Гаврилова, при соавторстве, в том числе и раздельном, действует так называемое «право приращения»: авторское вознаграждение, причитающееся тому соавтору, права которого прекратились в связи с истечением срока охраны, «прирастает» к долям вознаграждения других соавторов.
  Следующими субъектами авторских правоотношений являются правопреемники, которыми могут быть наследники по закону и по завещанию. К правопреемникам не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя. К ним переходят имущественные права либо по закону, либо на основе договора, заключенного с авторами.
  Особенность реализации права на служебные произведения состоит в том, что работник и работодатель могут заключить договор, в котором будет определен порядок использования служебного произведения. К числу творческих работников, заключающих трудовой договор с работодателем, обычно относятся художники, режиссеры, артисты, операторы, журналисты и т. д. Хотя, например, с художниками, журналистами, сценаристами могут заключаться авторские договоры. По мнению С. А. Чернышевой, с точки зрения самого процесса труда эти творческие работники признаются субъектами трудового права, а с точки зрения создаваемого ими произведения - субъектами авторского права.
  Личные неимущественные права на служебные произведения принадлежат автору служебного произведения, здесь исключено правопреемство работодателя. Однако если работодатель поручил автору создать произведение, значит, оно должно быть использовано для каких-либо целей.
  Кинематографическое произведение является совместным произведением многих лиц: режиссера, сценариста, художника, композитора и др.
  Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним, в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об авторском праве, относятся режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
  Продюсер, который не является автором, но предоставляет необходимые денежные средства для создания фильма, обладает исключительными правами на его воспроизведение, распространение, публичное исполнение. Продюсером-автором может выступать любое физическое лицо, внесшее определенный творческий вклад в создание фильма. В российском законодательстве продюсер - это изготовитель аудиовизуального произведения, физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.
  Вознаграждение за аудиовизуальное произведение, как правило, выплачивается авторам заранее на основе индивидуальных договоров, условия при этом устанавливает продюсер. Когда в контракте предусматривается конкретное вознаграждение, продюсер платит независимо от дохода, который он может получить впоследствии, так как автор, да и сам продюсер до выхода произведения в прокат не могут оценить популярность и доход от будущего произведения.


 
© www.txtb.ru