Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.3. Способы защиты авторских прав

  Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты авторских прав имеет судебная защита. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
  Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых осуществляется признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав и воздействие на правонарушителя.
  В соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве обладатели авторских прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ. К ним относятся:
  1) признание прав;
  2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  3) прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  5) взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  6) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  7) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  8) присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  9) взыскание неустойки; компенсация морального вреда;
  10) прекращение или изменение правоотношения;
  11) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
  В качестве специального способа защиты указана возможность требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
  Предусмотренные законом способы защиты авторских прав неоднородны по своей юридической природе. Прежде всего, их можно подразделить на способы защиты, применяемые при нарушении договорных обязательств, и. способы, применяемые при внедоговорном нарушении авторских прав. Суть такого подразделения состоит в том, что при нарушении договорных обязательств в сфере авторских прав может быть применен любой из указанных способов защиты, а при внедоговорном нарушении авторских прав не могут быть применены такие способы защиты, как присуждение к исполнению обязательства в натуре и неустойка.
  В отечественной науке способы защиты традиционно делятся на меры ответственности и меры защиты. Их различие состоит в том, что меры ответственности применяются лишь к виновным нарушителям субъективных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты авторских прав мерами ответственности являются лишь возмещение убытков, выплата компенсации, компенсация, морального вреда и неустойка, все остальное - это меры защиты. Вместе с тем в литературе нередко отмечалась определенная условность терминов «меры ответственности» и «меры защиты», так как и те и другие являются способами гражданско-правовой защиты субъективных прав. Они имеют целью охрану общественных отношений, а также восстановление имущественного либо неимущественного положения граждан и юридических лиц. Для того чтобы подчеркнуть различие в основаниях, влекущих за собой применение способов защиты, предлагалось подразделять последние на меры ответственности и иные меры защиты, под которыми подразумеваются меры воздействия, не являющиеся по своему характеру мерами ответственности.
  Перейдем к анализу конкретных способов защиты авторских прав.
  Рассмотрим такой способ защиты авторских прав, как признание права. Этот способ защиты применяется в случае, если оспаривается само наличие у субъекта авторских прав или принадлежность этих прав неопределенна (например, при анонимном опубликовании произведения). Снятие такой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта и предупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлению этих прав, являются целями применения данного способа защиты. Требование о признании права может относиться к личным неимущественным правам автора, к имущественным правам или ко всей совокупности авторских прав. Признание права как средство его защиты реализуется через обращение в суд, который и должен подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В случае, если оспаривание права сопровождалось его нарушением, суд может обязать нарушителя сделать за свой счет объявление о существовании определенного права и его принадлежности. Требование о признании авторских прав на произведение является необходимым элементом иных способов защиты. Например, чтобы добиться возмещения убытков, причиненных незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторскими правами на это произведение. Однако требование о признании права может иметь и самостоятельное значение.
  Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, - следующий способ защиты, применяющийся в том случае, когда можно восстановить авторские права, устранив последствия нарушения. Так, автор вправе потребовать восстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него были внесены изменения, не согласованные с автором. Восстановление нарушенных прав в пол-j ном объеме уже невозможно, если произведение уже обнародовано. Но даже в этом случае правообладатель может потребовать применения данного способа защиты (проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожение контрафактных экземпляров и т. п.).
  Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. Чаще всего этот способ защиты применяется в сочетании с возмещением убытков или выплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, а возмещение убытков или выплата компенсации направлены на предоставление правообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были ими понесены.
  Помимо требования о прекращении незаконного распространения программ или баз данных правообладатель может заявить и требования о прекращении иных действий, нарушающих его права или создающих угрозу такого нарушения (реклама контрафактных экземпляров произведений, допечатка их тиража и т. п.).
  Согласно п. 1 ст. 50 Закона об авторском праве суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). Данные меры, так же как и наложение судом ареста и изъятие всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения (п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве и ст. 19 Закона о программах для ЭВМ), являются мерами обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав. Они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения, в общем виде предусмотрены ГПК РФ (ст. 140) и АПК РФ (ст. 91) и не являются мерами защиты или ответственности. Запрет совершать определенные действия, выносимый судом на основании ст. 50 Закона об авторском праве, как способ обеспечения иска действует лишь до момента вынесения судебного решения, после чего он автоматически считается отмененным. Запрет же совершать определенные действия, выносимый судом на основании требования о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения (ст. 18 Закона о программах для ЭВМ и ст. 49 Закона об авторском праве), является постоянной, а не временной мерой.
  Следующим способом защиты является возмещение убытков. При защите авторских прав применяется понятие убытков, которое содержится в ст. 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В сфере авторского права в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме.
  В качестве примера реального ущерба при нарушении авторских прав можно указать на расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения. Гораздо чаще, однако, убытки в данной области выражаются в упущенной выгоде. Обычно упущенная выгода исчисляется как сумма, которую правообладатель мог бы получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение (т. е. как авторское вознаграждение).
  Убытки возмещаются по общему правилу в денежной форме, но по просьбе истца в счет возмещения убытков ему могут быть переданы контрафактные экземпляры произведения.
  Альтернативой возмещению убытков является взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав. Под доходами, полученными нарушителем авторских прав, следует понимать все денежные поступления нарушителя от деятельности, нарушающей авторские права. Попытки некоторых исследователей трактовать доходы как «поступления за вычетом расходов», т. е. как чистую прибыль, представляются неверными. Bo-первых, такой подход способствует уменьшению размера возмещения убытков правообладателям и таким образом ставит их в менее защищенное положение. Во-вторых, если размер денежных поступлений нарушителя, как правило, доказать сравнительно несложно (например, путем умножения цены одного контрафактного экземпляра произведения на число таких экземпляров, изданных нарушителем), то размер чистой прибыли доказать значительно сложней, что опять-таки приводит к дополнительным трудностям для правовой защиты авторских прав и существенно нарушает права и законные интересы правообладателей.
  При выборе способа защиты нарушенного права нельзя не учитывать сложность процесса доказывания наличия и размера убытков. В связи с этим Законом об авторском праве предусмотрен такой способ защиты, как выплата компенсации, которая применяется вместо возмещения убытков или взыскания доходов.
  Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
  • в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.
  Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.
  Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.
  Судебная практика показывает, что требование о выплате компенсации является одним из самых распространенных способов защиты нарушенных авторских прав. Популярность этого способа защиты объясняется именно тем обстоятельством, что истец в Данном случае должен доказать лишь сам факт нарушения его авторских прав, но не обязан доказывать Размер понесенных им убытков. Это обстоятельство также дает основание полагать, что правовая природа выплаты компенсации отлична от возмещения Убытков и представляет собой особую меру ответственности.
  При определении размера компенсации по конкретному случаю нарушения суды учитывают целый Ряд факторов: масштабность нарушения, количество потерпевших, степень вины нарушителя и др. Ошибочным представляется утверждение, встречающееся в литературе, что компенсация должна соответствовать размеру понесенных убытков. Если бы это было так, то отсутствовала бы необходимость в таком способе защиты прав, как компенсация, достаточно было бы возмещения убытков. Напротив, компенсация чаще всего применяется, когда размер убытков трудно или вообще невозможно определить.

 
© www.txtb.ru