Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1. Отношения, регулируемые фаунистическим законодательством, объекты и субъекты права пользования животным миром

  Животный мир Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О животном мире» - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Животный мир является неотъемлемой частью окружающей природной среды. Он играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности природных экосистем, служит источником пищевых, технических и иных материальных ценностей. К объектам животного мира относятся организмы животного происхождения - млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски и другие организмы, которых насчитывается свыше 10000 видов.
  Приведённое легальное определение животного мира вызывает определённые возражения у ряда специалистов, которые отмечают, что, во-первых, животный мир - это совокупность животных, населяющих не только Российскую Федерацию, и, во-вторых, это определение не охватывает всех животных, а выделяет лишь находящихся в состоянии естественной свободы. Иными словами, под определение подходит лишь дикая фауна, что неравнозначно животному миру в целом. Соглашаясь в целом с приведённым широким пониманием животного мира, всё же необходимо уточнить, что его узкое понимание, изложенное в фаунистическом законодательстве, более подходит для целей правового регулирования отношений, регулируемых фаунистическим правом.
  Объектами животного мира, правовое регулирование использования которых осуществляется нормами фаунистического права, являются только дикие животные, пребывающие в состоянии естественной свободы.
  Особенность правового режима объектов животного мира подчёркивали ещё древние юристы. В германском праве считалось, что «вольная птица и вольный зверь в вольном лесу, не вскормленный рукой человека, есть дар Божий всякому человеку и не состоит ни в чьей собственности». Схожую позицию занимают и современные юристы. Объектом права собственности, как указано в п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, является имущество. Речь идет об имуществе, которое может быть индивидуализировано и присвоено собственником с исключением всех других лиц от обладания им. Поэтому сложно относить к объектам права государственной собственности животный мир как совокупность живых организмов всех видов, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы. Объекты права собственности не могут выходить из владения собственника помимо его воли, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Это необходимое условие отсутствует в части многих диких животных, которые свободно могут мигрировать из одной страны в другую. Дикие животные могут быть объектом права собственности в случаях, когда они обитают в закрытых природных территориях, охраняемых государством (заповедниках и т.п.), или когда они изъяты из естественной среды обитания.
  По мнению Д.В. Бугаева, сомнительно наличие у государства в полной мере правомочий собственника - прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Данная позиция заключается в установлении государственного суверенитета, в обязанности и праве государства на охрану объектов животного мира, которые с точки зрения гражданского права являются бесхозяйными вещами.
  Исключаются из числа объектов животного мира сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе. Отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами гражданского, экологического и иных отраслей российского права. К отношениям в области использования животных, содержащихся в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, в научных и воспитательных целях, применяются нормы как законодательства о животном мире, так и других отраслей российского права. Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено фаунистическим законодательством.
  Специфика правового режима животных как объекта гражданских прав заключается в следующем. Во-первых, не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Это положение не распространяется на диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, подпадающих под действие экологического и фаунистического законодательства, а относится либо к домашним животным, либо к животным, пребывающим в цирке, зоопарке и т.д. Вне зависимости от принадлежности животного к диким или домашним УК РФ (ст. 245) предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.
  Во-вторых, после перехода животных в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении согласия - через суд (п. 2 ст. 231 Гражданского кодекса РФ). Закон связывает определённые правовые последствия (основания приобретения и прекращения права собственности) с действиями или поведением животного - объекта гражданских прав.
  В-третьих, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, животные могут быть изъяты у собственника путём их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд (ст. 241 Гражданского кодекса РФ).
  Приведённые особенности гражданско-правового регулирования использования животных, как видно, применимы только к животным, не относящимся к объектам животного мира, отношения по использованию которых регулируются фаунистическим законодательством. Любых животных традиционно относят к вещам особого рода или одушевленным вещам. Такой вывод прямо следует из ст. 137 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются в той мере, в какой это предусмотрено фаунистическим законодательством.
  Особый правовой режим предусмотрен для экспериментальных животных, которые не могут быть непосредственно отнесены ни к диким, ни к домашним животным. Среди лабораторных могут оказаться животные как традиционно относящиеся к диким, так и относящиеся к домашним. Поэтому по отношению к этим животным понятие «состояние естественной свободы» не подпадает под действие фаунистического законодательства. Но особый порядок их использования не регламентируется и нормами гражданского права. Действует специальное законодательство, которое только формируется.
  В Российской Федерации установлена государственная собственность в отношении животного мира в пределах её территории: федеральная государственная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Пользование, владение и распоряжение животным миром находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О животном мире» к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: 1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу России; 2) обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 3) населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону России; 4) подпадающие под действие международных договоров России; 5) отнесённые к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.
  Следует отметить, что в отношении перечисленных объектов животного мира Российская Федерация не обладает правом собственности, оно лишь может быть установлено. Приведённая норма внутренне противоречива. С одной стороны, признается, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом Федеральным законом «О животном мире», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права. С другой стороны, указывается на возможность отнесения живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны к федеральной собственности. Между тем в соответствии с международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами международного права прибрежное государство не может являться собственником любых природных ресурсов за пределами территориального моря. В этой связи необходимо согласиться с предложением Н.Д. Кузнецовой о том, что следовало бы из ч. 5 ст. 4 Закона о животном мире исключить объекты, населяющие континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
  Необходимость отнесения отдельных объектов животного мира (в отличие, например, от участков недр, лесного фонда) к федеральной собственности вызывает определённые возражения. И, видимо, поэтому до настоящего времени нет нормативных правовых актов, устанавливающих право федеральной собственности на объекты животного мира. В этой связи сложно согласиться с мнением К.Д. Гасникова о том, что иными (кроме права собственности) вещными правами на животных (диких, домашних или сельскохозяйственных) являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. Он полагает, что никто не запрещает собственнику - Российской Федерации, её субъекту или муниципальному образованию - передать принадлежащих ему на праве собственности животных в хозяйственное ведение или оперативное управление государственному или муниципальному приюту, специально созданному для целей надлежащего содержания животных и их охраны. Во- первых, государственная собственность на объекты животного мира не разграничена. Во-вторых, фаунистическое законодательство не предусматривает права муниципальной собственности на объекты животного мира, а только на животных, изъятых из среды их обитания.
  Преамбула Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России. С учётом этого можно утверждать, что фаунистическое право регулирует отношения по неистощительному использованию объектов животного мира. В сферу действия фаунистического права, помимо этого, включаются отношения по охране и возобновлению объектов животного мира, а также отношения по содержанию животных в полувольных условиях.
  Принципы фаунистического права во многом обусловлены тем, что объекты животного мира, в первую очередь - это биологические объекты, требующие особо бережного отношения к ним в процессе их использования. К основным принципам фаунистического права относятся:
  1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
  2) поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  3) осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  4) недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
  5) привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  6) отделение права пользования животным миром от права пользования другими природными ресурсами;
  7) платность пользования животным миром;
  8) приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

 
© www.txtb.ru