Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 3. Государственное управление водопользованием

  Договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование должны содержать лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - предельно допустимые объёмы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определённого периода времени. Лимиты водопользования устанавливаются в схемах комплексного использования и охраны водных объектов, которые включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов, их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов.
  Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения охраны водных объектов; 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
  Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами, утверждаются для каждого речного бассейна и являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления.
  До утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее чем до 1 января 2015 г. лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для каждого субъекта Федерации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищённых от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В качестве таких источников используются подземные водные объекты с запасами подземных вод, пригодность которых определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. При отсутствии подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого водоснабжения, орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
  Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение государственного водного реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Сбор и хранение сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.
  Существует мнение, что право на природные объекты становится таковым только после государственной регистрации. Государственная регистрация прав - это государственная гарантия прав, поэтому целесообразно предусмотреть в гражданском законодательстве и законодательстве о природных ресурсах нормы о государственной регистрации прав на природные объекты, осуществляемой исключительно учреждениями юстиции. И только иная - техническая регистрация может осуществляться в других специализированных органах государственной власти. В развитие Водного кодекса РФ необходимо принять специальный закон о государственной регистрации водных прав, определяющий в большей степени не гражданско-правовое, а водно-правовое их содержание. Это предполагает организацию специального регистрационного органа, ответственного за регистрацию прав на природные ресурсы.
  Государственный контроль водопользования осуществляется Российской Федерацией и её субъектами. От имени России государственный контроль осуществляет Правительство РФ, а также Федеральное агентство водных ресурсов, согласующее в необходимых случаях свои решения с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. На территории субъектов Федерации функции государственного контроля выполняют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Основной задачей государственного контроля за использованием водных объектов является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами порядка, а также стандартов, нормативов и правил водопользования; режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства.
  Водоохранные зоны - это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов и других объектов животного и растительного мира. В их границах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
  За пределами городов и других населённых пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
  Ширина водоохранной зоны рек или ручьёв устанавливается от их истока для рек или ручьёв протяженностью: 1) до 10 километров - в размере 50 метров; 2) от 10 до 50 километров - в размере 100 метров; 3) от 50 километров и более - в размере 200 метров.
  Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
  Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом «Об охране озера Байкал». Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
  Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трёх градусов и 50 метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озёр и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биоресурсов), устанавливается в размере 200 метров.
  В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие.
  В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
  В границах прибрежных защитных полос, кроме того, запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
  Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в том числе посредством специальных информационных знаков.
  Важнейшим технико-правовым инструментарием государственного контроля водопользования являются государственный мониторинг водных объектов и гидрографическое районирование территории Российской Федерации.
  Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов и включает в себя: 1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон; 2) сбор, обработку и хранение полученных сведений; 3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в Государственный водный реестр; 4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
  Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учётом особенностей режима водных объектов, их физико-географических и других особенностей.
  Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории России. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Для разработки водохозяйственных балансов осуществляется водохозяйственное районирование территории Российской Федерации - деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки.
  Плата за пользование водным объектом или его частью устанавливается договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование и основывается на принципах стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
  Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований, порядок расчёта и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.
  Правила расчёта и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, устанавливают порядок расчёта и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности, предоставляемыми на основании договоров водопользования для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей; использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.
  В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведённой электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчёт размера платы.
  Налоговый кодекс РФ сдержит гл. 25.1 «Водный налог». Согласно ст. 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное, особое водопользование. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ, или решений органов исполнительной власти субъектов Федерации, либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключённых до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока их действия.
  Платежи за пользование водными объектами, предусмотренные ст. 20 Водного кодекса РФ, не являются налоговыми. Об этом свидетельствуют отдельные элементы их юридической конструкции, а именно: установление размера платы в рамках договора водопользования, а также утверждение ставок платежей исполнительными органами государственной власти. Рассматриваемые платежи были учтены действующим бюджетным законодательством ещё до принятия нового Водного кодекса РФ.
  Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную, гражданско-правовую, а также дисциплинарную и материальную ответственность. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причинённый ими вред. Методика исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законода- тельства, утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. Нарушение пределов нормативов допустимого воздействия является негативным воздействием на окружающую среду.
  Уголовная ответственность за нарушение правил водопользования предусмотрена УК РФ. Гражданско-правовая ответственность возникает как из причинения вреда, так и из договоров водопользования (решений о предоставлении водного объекта в пользование). Несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом влечёт уплату пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. За забор водных ресурсов в объёме, превышающем установленный договором, водопользователь обязан уплатить штраф в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

 
© www.txtb.ru