Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1. Системность взаимодействия общества и природы как основа самостоятельности природоресурсного права

  Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселённая жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств. Учёт воздействия деятельности человека на окружающую среду приводит к необходимости использования понятия «ноосфера», под которой понимается оболочка Земли, населённая людьми и преобразуемая ими в целях поддержания жизни в условиях гармонизации отношений общества и окружающей среды.
  Термин «ноосфера» был введён в научный оборот французским философом Э. Леруа в 1927 г., разработан французским ученым П. Тейяром де Шарденом. Наиболее крупный вклад в исследование ноосферы внёс в 1930-1945 гг. отечественный академик В.И. Вернадский. В своих работах он выявил ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы. К ним он относил, в частности: 1) заселение человеком всей планеты; 2) начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; 3) открытие новых источников энергии; 4) свободу научной мысли и научного искания и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли; 5) разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
  В истории развития общества выделяют несколько уровней взаимодействия человека и природы. 1) Воздействие на биосферу человека лишь как одного из обычных биологических видов. 2) Сверхинтенсивная охота без существенного изменения экосистем в период становления человечества. 3) Изменение экосистем путём развития земледелия, скотоводства, вырубки лесов. 4) Глобальное изменение характеристик биосферы в связи с практически неограниченной интенсификацией хозяйства.
  При собирательстве и первобытном рыболовстве человек для своего существования использовал только свою метаболическую мощность - 130 Вт. При подсечно-огневом земледелии и первобытном скотоводстве - 250-300 Вт, а при традиционном земледелии и скотоводстве - 500 Вт. Таков прирост мощности за 10 000 лет. Используемая сейчас мощность - 3,2 кВт/чел.
  При этом потребление энергии одним жителем США эквивалентно потреблению энергии 3 японцами, 14 китайцами, 36 индийцами, 280 непальцами и 531 эфиопом. В США на человека затрачивается ежегодно 20 долларов для борьбы с перееданием, тогда как 1,3 млрд. человек в мире живут на один доллар и менее. О возрастающем имущественном расслоении «Севера» и «Юга» свидетельствует и тот факт, что содержание одной собаки в США обходится её хозяину в 5 000 долларов за время жизни животного, что много больше, чем тратит на себя китайский крестьянин за то же время.
  Масштабы только механического воздействия человека на окружающую среду можно оценить, сравнив несколько цифр. За год при извержениях вулканов из недр Земли выбрасывается около 65 км3 лавы, 25 км3 твёрдых веществ переносится реками в Мировой океан. А в ходе своей хозяйственной деятельности человечество извлекает из недр и перемещает около 100 км3 горных пород.
  Разрушающее влияние человека на природу нарастало по мере повышения его энерговооруженности и численности народонаселения. Во второй половине XX в. оно приняло такие масштабы, что возник вопрос о перспективе сохранения человечества на планете в связи с тем, что: 1) началось изменение климата из-за парникового эффекта; 2) широкие масштабы приняли кислотные осадки; 3) разрушается озоновый экран; 4) обедняется биологическое разнообразие и сокращается площадь лесов; 5) снижается плодородие пахотных земель под влиянием эрозии; 6) во многих странах население испытывает недостаток пресной воды; 7) обострились проблемы перенаселения и голода.
  Подчёркивая необходимость отыскания приемлемого баланса в отношениях между обществом и природой, Е.Р. Карташова и А.В. Олескин отмечают, что ещё в 1990-х гг. М.В. Гусев выступил с парадигмой биоцентризма, одно из важнейших положений которого состоит в том, что потребности человека должны быть удовлетворяемы лишь постольку, поскольку они не затрагивают многообразия жизни на Земле, что обеспечивает динамическое равновесие биосферы, к которому генетически адаптирован человек.
  Устранение глобальных угроз требует консолидации действий всего мирового сообщества, выработки международных правовых актов, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды при нарастающих темпах эксплуатации природных ресурсов, усилении техногенного воздействия на окружающую среду.
  В качестве примера негативного влияния на состояние борьбы с глобальными угрозами можно привести действия Администрации Буша, отказавшейся участвовать в выполнении Киотского протокола, мотивируя данное решение тем, что это может нанести ущерб американской экономике. Между тем именно США держат мировое первенство по количеству выбрасываемых в атмосферу «парниковых газов» (на их долю приходится порядка четверти от общего объёма), влияющих на глобальное изменение климата.
  По мнению Роберта Кеннеди-младшего, политика Буша серьёзно ослабляет защиту атмосферного воздуха, воды, земли, живой природы. Американские исследователи считают, что «правительство объявило, по существу, войну природе, и это угрожает качеству среды обитания и граждан Америки и, в конечном счете, всей планеты».
  Принципы, на которых должны базироваться отношения общества и природы, впервые были сформулированы международным сообществом в 1987 г. в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие (sustainable development)- такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
  Концепция устойчивого развития получила дальнейшее совершенствование в документах Международной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в 2002 г. На конференции по окружающей среде и развитию было выработано 27 принципов устойчивого развития, сформулированных в Декларации. Из них к рациональному использованию природных ресурсов относятся следующие:
  1. В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  2. Государства, в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, обладают суверенным правом эксплуатировать свои природные богатства, проводя свою собственную политику в вопросах охраны окружающей среды и развития, и несут ответственность за то, чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерба окружающей среде в других странах или за пределами национальной юрисдикции.
  3. Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущих поколений.
  4. Для того, чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления, а также должны проводить надлежащую демографическую политику.
  5. Одним из инструментов национальной политики должна быть оценка возможных последствий для состояния окружающей среды в результате действий, которые могут оказать на нее негативное влияние.
  Основные задачи, которые необходимо решить для перехода России к устойчивому развитию, отражены в Указах Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. К ним относятся:
  1) стабилизация экологической ситуации;
  2) улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности;
  3) ведение хозяйственной деятельности в пределах ёмкости экосистем на основе внедрения энерго-, и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
  Исследования, проведённые ещё в 90-х гг., показали, что мир уже «заполнен» хозяйственными системами, то есть хозяйственная (несущая) ёмкость биосферы превышена, а природу теперь нельзя рассматривать как источник ресурсов, а надо относиться к ней как к фундаменту жизни.
  Экологически устойчивое развитие - развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды, как места стока загрязнений. Уровень выбросов не должен превышать ассимиляционной способности природы, а скорость использования невозобновимых ресурсов должна соответствовать их возмещению возобновляемыми компонентами.
  Использование природных ресурсов может быть признано рациональным и устойчивым при двух условиях: 1) никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от неё не превышает вызываемого ущерба; 2) ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учётом экономических и социальных факторов.
  Концепции взаимодействия общества и природы различаются между собой, в том числе в зависимости от религии, лежащей в их основе. Вину за то, что общество не может жить в гармонии с природой, традиционно связывают с христианством, поскольку именно эту религию исповедует население большинства промышленно развитых стран. Антропоцентристская ориентация христианства лежит в основе представлений, возвеличивающих человека в системе природных связей и отношений, абсолютизирующих его «активность» по отношению к «пассивности» природы. Изгнание Адама и Евы из Эдема трактуется как предтеча кризисных тенденций в развитии западной цивилизации.
  Коран, священная книга мусульман, так же как и Библия, призывает своих последователей к подчинению природы человеку, поскольку Аллах вверил человеку всё «то, что в небесах, и то, что на земле». Фактически в исламе скорректирована жёсткая иудейско-христианская антропоцентристская позиция.
  Большинство восточных религий, напротив, призывает к единению человека и природы, рассматривает человека как её неотъемлемую частицу. В буддизме человек не представляется изолированно от других существ или в противопоставлении с ними; в его рамках человек - представитель одного из видов живых существ (животных, деревьев и т.п.).
  Даосизм выступает за то, чтобы природа шла «своим» путём, который не нарушался бы «неуместным» человеческим вмешательством. В постижении «истинной Природы» происходит одновременно отождествление человека с окружающей его средой; именно с ней образуется «неразделённое единство», в котором исчезают Я и не-Я.
  Философские концепции взаимодействия общества и природы можно подразделить на натуралистические, потребительские и алармизм. Натуралистические концепции были характерны для ранних периодов развития человечества. Их сущность сводилась к тому, что природа рассматривалась в качестве божественной данности, развивающейся по своим законам, которую человек не может постичь и которой не может управлять.
  Развитие промышленности в период становления феодальных отношений потребовало активного вмешательства человека в природу для добычи необходимых ему природных ресурсов. Потребительские концепции провозглашали господство человека над природой, его активное вмешательство в природные процессы, интенсификацию добычи и использования природных ресурсов в целях развития цивилизации, ускорения научно-технического прогресса.
  Осознание необходимости изменения взаимоотношений общества и природы привело к разработке философских концепций, объединяемых под названием «алармизм». Их содержание определяется осознанием того, что в современных условиях деятельность человека рассматривается уже как один из геологических факторов, влияющих на состояние всей биосферы Земли.
  Следует отметить, что концепция устойчивого развития подвергается критике рядом авторов. «Опаснейшим заблуждением» называет эту концепцию Н.Н. Моисеев. Он полагает, что одной из причин является принципиальная невозможность достижения согласия на её реализацию между техногенными (западные), традиционными (японская, китайская, индийская, мусульманская) и русской цивилизациями. Реализация концепции возможна лишь при условии добровольного принятия на себя всеми странами обязательств по её выполнению. Н.Ф. Реймерс справедливо указывает, что высокоразвитые страны не хотят делать вложения в общее дело, не получая от этого реального выигрыша.
  Не менее проблематично самоограничение роста населения в слаборазвитых странах. Если за последнее столетие население развитых стран выросло в два раза, то в развивающихся - в пять раз. К 2100 г. около 90% населения будет жить в развивающихся странах и главным образом в бедности.
  Можно оценить порог численности населения, который допустим на Земле без нарушения устойчивости окружающей среды и развития человечества при существующих технологиях. Если взять за отправную точку население, которое было на Земле при переходе через критический порог (начало XX в.), после чего началось нарушение устойчивости биосферы, то это будет величина порядка 1-2 млрд. человек. Путь к такой численности населения, т.е. депопуляция, должен проходить эволюционно и мирно при сохранении малых народов.
  Развитие науки и техники в последние десятилетия свидетельствует о том, что оно само по себе не способно обеспечить совместимость научно-технического прогресса и требований устойчивого (сбалансированного) развития.
  В России экологическая ситуация в сравнении с другими странами мира относительно благополучная. Россия входит в восьмёрку стран мира, в которых естественный потенциал экосистем повреждён в наименьшей мере. К ненарушенным экосистемам относят, прежде всего, восточно-сибирскую тайгу, включая район озера Байкал и Камчатку, площадью более 6 млн. км2. Значительный массив лесной растительности сохранился в западной евроазиатской тайге площадью более 3 млн. км2. Практически полностью сохранились Высокоарктическая и южная тундра площадью 2,8 млн. км2. Таким образом, к ненарушенной хозяйственной деятельностью следует отнести около 65% территории России.
  По возможностям создания условий своего существования и поддержания их в неизменном виде человек находится в зависимости от природы. Эта зависимость определяется необходимостью проведения трудовой деятельности, не выходящей за рамки требований общей природной целесообразности самоорганизации. Человек должен изучать законы развития природных процессов для того, чтобы его деяния, направленные на улучшение своих жизненных условий, укладывались в требования целесообразности развития природы.
  Четыре основных закона экологии в шутливой форме были сформулированы известным американским экологом Барри Коммонером.
  «Всё связано со всем». Раскрывая его содержание, эколог пишет: «Экологическая сеть подобна усилителю. Небольшой сдвиг в одном месте может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом».
  «Всё должно куда-то деваться». Фактически это закон сохранения материи. Б. Коммонер говорит: «Одна из основных причин нынешнего кризиса окружающей среды состоит в том, что огромные количества разных веществ извлечены из земли, где они были в связанном виде, преобразованы в новые, часто весьма активные и далекие от природных соединений».
  «Природа знает лучше». В соответствии с этим законом природные экосистемы являются сложнейшими образованиями. Их организация произошла в результате эволюционного развития, отобрана из многих вариантов.
  «Ничто не дается даром» или «за всё надо платить». По существу, биосфера представляет собой единое целое, и даже незначительные изменения одной её составляющей вызывают порой существенные сдвиги других её компонентов, которые необходимо предвидеть.
  Только изучив законы развития природы, можно правильно выбрать наиболее эффективный технологический процесс, обеспечивающий рациональное использование природных ресурсов. Технологический процесс всегда протекает при участии человека, то есть он социализирован и подлежит опосредованию правом.
  Устойчивое развитие общества предполагает две составляющие: динамическую - рациональное использование природных ресурсов, опосредуемое природоресурсным правом, и статическую - имеющую своей целью обеспечение охраны окружающей среды путём преимущественно установления запретов и ограничений на использование природных ресурсов.
  Устойчивое использование природных ресурсов возможно лишь при наличии системы норм, объективированных в нормативных правовых актах природоресурсного права. Производственно-хозяйственная деятельность должна быть ориентирована не на повышение потребления природоресурсного потенциала, а на его рационализацию.

 
© www.txtb.ru