Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 5. Пользование участками недр континентального шельфа и исключительной экономической зоны России

  Значимость участков недр континентального шельфа в последнее время неуклонно возрастает. В шельфовой зоне Мирового океана сосредоточено более 60% мировых запасов нефти и газа. Размеры залежей циркония, магнетита, золота, платины, алмазов, тантала и ниобия на дне Мирового океана сопоставимы с их запасами на суше.
  Различие в правовом регулировании использования ресурсов недр территории России, и территорий её исключительной экономической зоны, и пространств, включающих в себя недра континентального шельфа, определяется их правовым режимом. Права Российской Федерации и других государств в отношении природных ресурсов их континентальных шельфов закреплены в нормах международного права. Основополагающим нормативным актом в этой области является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция впервые установила правовой режим различных морских пространств, природных ресурсов Мирового океана и его дна. Согласно ст. 77 Конвенции прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Исключительность прав государства на территориальный шельф заключается в том, что если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, то никто не может делать этого без определённо выраженного согласия прибрежного государства.
  Федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О недрах», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» не определяют права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, что в ряде случаев порождает противоречивые суждения об их правовом режиме. Можно встретить утверждения о том, что «наиболее значимые для общества природные ресурсы как на территории России, так и на её континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне сохранены в государственной собственности». Другие авторы полагают, что природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны не могут находиться в государственной собственности, поскольку российское законодательство исходит из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, которое не признаёт за прибрежными государствами права собственности на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны. С учётом этого законодатель справедливо не упоминает в федеральных законах о праве собственности на природные ресурсы в районах, находящихся вне суверенитета государства.
  Правовой режим природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны в российском законодательстве устанавливается базовыми федеральными законами, регулирующими недропользование. Закон «О недрах» указывает, что отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются названным Законом в соответствии с законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права. Нормативные установления ст. 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» исчерпывающе определяют содержание исключительных прав России в отношении различных видов пользования недрами шельфа, не упоминая о праве собственности на его природные ресурсы.
  В ст. 2 Закона «О недрах» неиспользуемые части недр в пределах континентального шельфа России относятся к государственному фонду недр. А. Вылегжанин полагает, что в ст. 1-2 Закона «О недрах» закрепляется единая для обоих видов недр (находящихся под юрисдикцией и вне её государства) норма о запрете оборота участков недр. Отнесение участков недр к государственному фонду недр, само по себе ещёне говорит о притязаниях государства на правомочия владения, распоряжения и пользования ими. Поэтому нет оснований к тому, чтобы ресурсы недр, в отношении которых государство обладает исключительными суверенными правами, отнести к государственной собственности.
  А. Вылегжанин ставит под вопрос правомерность отнесения ресурсов территориальных вод к федеральной собственности, мотивируя это тем, что, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к компетенции Федерации в этой области относится только «определение статуса и защиты» территориального моря. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Совместное ведение Федерации и её субъектов по вопросам пользования, владения и распоряжения определёнными объектами собственности не означает права общей собственности (долевой или совместной) на эти объекты. Совместное ведение, по любым вопросам, включая вопросы собственности, предполагает, что по ним могут издаваться как федеральные законы и федеральные подзаконные нормативные акты, так и законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Субъекты Федерации реализуют своё право совместного ведения в отношении природных ресурсов в случае, например, заключения соглашения о разделе продукции.
  Субъекты Федерации принимают участие в нормативной и иной юридически значимой деятельности (применительно к ст. 72 Конституции РФ) в тех случаях, когда подлежащие нормативному регулированию общественные отношения возникают или могут возникнуть в связи с юридической деятельностью субъекта Федерации или на его территории. Если отношения, требующие совместного правового регулирования, не затрагивают прав и интересов иных субъектов Федерации, то такие субъекты Федерации не должны являться участниками нормотворческого процесса. Природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря России находятся вне территории любого из субъектов Федерации, и поэтому ни один из них не вправе устанавливать правила (хотя бы и по согласованию с Федерацией) пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
  Континентальный шельф по российскому законодательству включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъёма. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
  Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
  Согласно ст. 4 Приложения II Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г., «в случае если прибрежное государство намеревается установить внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные такой границы наряду с дополнительными научно-техническими данными в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет со времени вступления конвенции в силу для этого государства».
  Границы северных полярных владений России определены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Водная граница прошла в то время от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. В 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 г., отказавшись от особых прав на владения в Арктике, потеряв при этом суверенные права на 1,7 млн км2 своего арктического сектора. Конвенция устанавливает одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биологических ресурсов. Любая страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяжённостью свыше 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния.
  Чтобы добиться прав на полярные владения, России необходимо доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. В отношении хребта Ломоносова это оспаривается Данией, которая считает, что хребет - это затонувшая часть Гренландии. Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова - это продолжение полярных владений России, российская сторона провела экспедицию «Арктика 2007», состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана. Полярные владения в Арктике имеют также США, Канада, Дания, Норвегия.
  В развитие норм международного права в сфере регулирования отношений по использованию природных ресурсов континентального шельфа был принят Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации». Статья 5 Закона, устанавливая исключительные права России на континентальный шельф, определяет их содержание. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
  1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы , никто не может делать это без её согласия;
  2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
  4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.
  Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не вправе препятствовать осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  Пользователями участков недр континентального шельфа могут быть российские и иностранные физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, являющиеся стороной соглашения о разделе продукции.
  Статья 7 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусматривает такие виды пользования участками континентального шельфа России, как:
  1) региональное геологическое изучения в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа (региональные геолого-геофизические работы, геологическая съёмка, инженерно-геологические изыскания, ресурсные исследования;
  2) поиск минеральных ресурсов;
  3) разведка и разработка минеральных ресурсов;
  4) одновременный поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов;
  5) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
  Приведённый перечень нельзя считать исчерпывающим. Гл. IV Закона посвящена правовому регулированию создания искусственных островов, установок и сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, гл. V - правовому регулированию морских научных исследований на континентальном шельфе, гл. VI - защите и сохранению минеральных и живых ресурсов, захоронению отходов и других материалов. Таким образом, перечень видов пользования участками континентального шельфа, установленный ст. 7 Закона, следует дополнить такими видами, как:
  1) создание искусственных островов, установок и сооружений;
  2) прокладка подводных кабелей и трубопроводов;
  3) морские научные исследования, а также использование и изучение живых ресурсов континентального шельфа;
  4) защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов и других материалов.
  Исключительные права России на использование континентального шельфа дают возможность устанавливать такие правила их использования, которые всемерно учитывают интересы государства. Участки континентального шельфа передаются в пользование таким лицам, которые, при прочих равных условиях, в максимальной степени используют возможности российской промышленности. Кроме этого, в целях обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики России на основании представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков, а также проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских пользователей.
  Участки континентального шельфа могут предоставляться лицам, соответствующим требованиям, предусмотренным Законом «О недрах». Участки предоставляются в пользование для:
  1) регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа;
  2) одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов.
  Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, в том числе площадь морского дна с координатами её границ и глубины недр. Предоставление в пользование участков осуществляется без проведения конкурсов и аукционов. Порядок предоставления в пользование участков и пользования участками регламентируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», законодательством о недрах и законодательством о газоснабжении.
  Право пользования участком континентального шельфа возникает с момента получения лицензии. Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам по согласованию с федеральными органами исполнительной власти по обороне, по рыболовству, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением федеральных органов исполнительной власти по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов водных биоресурсов.
  В лицензию могут включаться дополнительные условия использования объектов инфраструктуры на территориях субъектов Федерации в районах действия лицензии или на прилегающих к ним участках, учитывающие экономические интересы прибрежных субъектов Федерации. При выдаче лицензий должны согласовываться с пользователем участков и указываться в лицензии объёмы инвестиций на развитие социально-производственной структуры таких прибрежных территорий и размещение заказов на российских предприятиях по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
  Пользователи участков обязаны осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные мероприятия, соблюдать применимые международные и российские нормы и стандарты по защите морской среды, минеральных и водных биоресурсов; поддерживать связь с береговыми службами России и передавать в международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр России данные метеорологических и гидрологических наблюдений.
  Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе могут создаваться для его регионального геологического изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, проведения ресурсных и морских научных исследований, промысла, сохранения и защиты живых ресурсов континентального шельфа и в иных целях. Искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.
  Федеральный орган исполнительной власти в области обороны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности определяет в этих зонах меры по обеспечению безопасности судоходства, искусственных островов, установок и сооружений. Информация об этом публикуется в «Извещениях мореплавателям».
  О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех искусственных островов, установок и сооружений, которые удалены не полностью, сообщается в федеральный орган исполнительной власти в области обороны для опубликования в «Извещениях мореплавателям». Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.
  Передача искусственных островов, установок и сооружений другим лицам вопреки выданному разрешению запрещается. Работы по созданию и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, производимые с нарушениями федерального законодательства о континентальном шельфе, международных договоров и условий разрешений на их строительство и эксплуатацию, могут быть приостановлены или прекращены по решению федеральных органов исполнительной власти, выдавших разрешение, или по решению суда.
  Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе Российской Федерации могут использоваться для разведки и разработки минеральных ресурсов, для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений и в иных целях с их выводом или без вывода на территорию России. Прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе могут российские и иностранные заявители.
  Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу водных биоресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и водных биоресурсов.
  О проложенных кабелях и трубопроводах сообщается федеральному органу исполнительной власти в области обороны для опубликования в «Извещениях мореплавателям». На подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами международного права.
  Морские научные исследования на континентальном шельфе - это фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах. Морские ресурсные исследования на континентальном шельфе - это прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел водных биоресурсов. Морские научные исследования должны носить мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности России. Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море России, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
  Полученные в результате исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации.
  Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие России все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех, которые касаются сведений, имеющих непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или водных биоресурсов. Эти сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства РФ.
  Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров России и законодательства о континентальном шельфе, могут быть приостановлены либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение исследований. Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
  Контроль за соблюдением законодательства о континентальном шельфе и охрана континентального шельфа, его минеральных и биоресурсов осуществляются федеральными органами исполнительной власти. Координация использования сил органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
  Военные корабли и летательные аппараты, осуществляющие охрану континентального шельфа, могут применять оружие против судов- нарушителей законодательства о континентальном шельфе и международных договоров в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании, когда исчерпаны все другие меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы.
  Понятие исключительной экономической зоны государства и её правовой режим впервые были установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикция России в её исключительной экономической зоне, права и обязанности пользователей ресурсов исключительной экономической зоны регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и другими нормативными актами, применимыми к исключительной экономической зоне России и деятельности в ней.
  Исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами России и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется ко всем островам, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
  Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами России.
  В исключительной экономической зоне Россия осуществляет:
  1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также добычи (вылова) водных биоресурсов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
  3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
  4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями;
  5) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не должна препятствовать осуществлению судоходства, полётов, иных прав и свобод других государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  К неживым ресурсам исключительной экономической зоны Закон относит минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергию приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов.
  Ресурсные исследования неживых ресурсов, их поиск, разведка и разработка производятся российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями на основании лицензии на изучение, поиск, разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр.
  Условия и порядок выдачи лицензии, её содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются горным законодательством и международными договорами Российской Федерации. Условия, предоставляемые иностранным субъектам и международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые российским гражданам и юридическим лицам.
  Производство энергии путём использования приливов, течений и ветра осуществляется российскими и иностранными гражданами и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями на основании лицензии на производство энергии путём использования приливов, течений и ветра, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  Морские научные исследования экономической зоны - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. Морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел водных биоресурсов, на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов. Субъектами ресурсных или морских научных исследований могут являться федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, российские и иностранные граждане и юридические лица, иностранные государства, международные организации.
  Для проведения исследований морских биоресурсов российские заявители не менее чем за 6 месяцев до начала года их проведения представляют запрос в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Иностранные заявители не менее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты начала проведения исследований водных биоресурсов направляют запрос по дипломатическим каналам.
  Полученные в результате исследований данные и образцы российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации России. Иностранные заявители, проводившие исследования водных биоресурсов, могут опубликовать результаты указанных исследований или передать их иным лицам только с согласия Правительства РФ.
  Морские научные исследования могут проводиться российскими заявителями, иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и юридическими лицами, иностранными государствами или компетентными международными организациями на основании разрешений. Исследования должны носить мирный характер, не создавать угрозу обороне и безопасности России.
  Размещение и использование в исключительной экономической зоне научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые предназначены для проведения исследований водных биоресурсов или неживых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности России, осуществляются в порядке, предусмотренном для проведения морских научных исследований. Установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства или международной организации, которой они принадлежат, а также иметь средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации.
  Обеспечение выполнения требований законодательства об исключительной экономической зоне возлагается на федеральные органы исполнительной власти по безопасности; по использованию и охране природных ресурсов; по таможенному делу. Права, обязанности и полномочия должностных лиц указанных государственных органов по обеспечению законодательства об использовании ресурсов исключительной экономической зоны практически идентичны правам, обязанностям и полномочиям должностных лиц, обеспечивающих соблюдение законодательства о континентальном шельфе.

 
© www.txtb.ru