Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 8. Государственное регулирование природопользования

  Устойчивое развитие общества возможно только при условии регулирования природопользования со стороны государства. Государство является собственником природных ресурсов. Однако его функции по регулированию и управлению в сфере природопользования основаны не только на праве государственной собственности. Функции государства по управлению природопользованием основываются также и на его властных полномочиях как политического суверена. О значении права собственности на землю и политического суверенитета государства в обоснование государственного управления, например землепользованием, подробно говорит И.А. Иконицкая.
  Управляющее воздействие на субъектов природоресурсного права может осуществляться двумя способами: 1) путём реализации уполномоченными органами своих государственно-властных полномочий по управлению использованием природных ресурсов и 2) через создание системы экономических стимулов рационального природопользования.
  Экономическое стимулирование рационального и безопасного природопользования осуществляется путём установления органами государственной власти и управления: 1) экономически и социально обоснованных размеров платы за использование природных ресурсов и 2) системы штрафов за нарушение природоресурсного законодательства.
  Необходимо различать государственное регулирование и государственное управление в сфере природопользования. По смыслу природоресурсного законодательства государственное регулирование в области природопользования - это комплекс мер, предпринимаемых всеми ветвями государственной власти, направленных на рациональное и безопасное использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений России. К субъектам государственного регулирования относятся законодательные органы Российской Федерации и её субъектов, федеральные и региональные органы государственного управления природными ресурсами и органы правосудия (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды).
  Государственное регулирование отношений природопользования включает в себя государственное управление. Управление в наиболее широком смысле - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В науке административного права принято считать, что классическое определение управления дано У. Еллинеком: управление - это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, осуществляемая вне границ законотворчества и правосудия. В экологическом законодательстве доктринальное понятие государственного управления воспринимается в узком смысле - как деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти, что вполне согласуется с конституционным принципом разделения властей.
  Субъектами государственного управления в области природопользования в соответствии с природоресурсным законодательством являются Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, иначе говоря, государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органы местного самоуправления, местная администрация и её органы.
  Такой подход законодателя к формированию субъектного состава государственного управления природопользованием в известной степени обусловливает содержание управления. Поэтому государственное управление в сфере природопользования - это организационная деятельность государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, направленная на создание условий для рационального и безопасного природопользования и осуществления контроля за ним.
  Функции государственного управления традиционно понимаются в юридической литературе как специализированные виды организационной деятельности , постоянные направления деятельности соответствующих органов. Д.Н. Бахрах в управленческой деятельности выделяет три группы функций: функции ориентирования системы (прогнозирование, планирование и др.), функции обеспечения системы (кадровое, материально-техническое и др.) и функции оперативного управления системой (учёт, контроль и др.).
  С учётом этого к функциям государственного управления природопользованием следует отнести: 1) прогнозирование и планирование изучения, разведки и добычи природных ресурсов; 2) подзаконное нормативное правовое регулирование отношений природопользования; 3) финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов; 4) учёт использования природных ресурсов путём ведения поресурсных кадастров, реестров, балансов и мониторинга природных ресурсов и контроль за соблюдением природоресурсного законодательства; 5) нормирование и лицензирование природопользования; 6) ограничение, приостановление и прекращение прав природопользования при возникновении угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью людей, причинения ущерба хозяйственным объектам и окружающей среде и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
  Компетенция - круг властных прав и связанных с ними обязанностей, которыми обладает государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач государственного управления. В зависимости от компетенции, которой наделён тот или иной орган государственного управления, они подразделяются на органы общей (межотраслевой) и специальной (ведомственной) компетенции.
  Систему органов государственного управления природопользованием можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По вертикали расположены федеральные органы, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. В горизонтальной плоскости находятся государственные органы, имеющие сходные полномочия в управлении использованием различных видов природных ресурсов.
  Органы общей компетенции характеризуются тем, что управление использованием природных ресурсов не является их единственной функцией. Наряду с ней они решают и иные вопросы государственного и местного управления и строительства. Их акты распространяют своё действие на всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах территории их юрисдикции (территория России, её субъекта, муниципального образования). К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Органы местного самоуправления хотя и не относятся к органам государственной власти, но могут наделяться ими определёнными государственными полномочиями.
  Полномочия Президента РФ в сфере управления ресурсопользованием устанавливаются Конституцией РФ и основаны на его праве: 1) издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России; 2) вносить в Государственную Думу РФ законопроекты и подписывать федеральные законы; 3) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.
  Общие полномочия Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с ним Правительство РФ организует деятельность по регулированию природопользования и развитию минеральносырьевой базы, рациональному использованию и охране природных ресурсов. Особенность правового положения Правительства РФ в отношениях природопользования определяется тем, что оно выступает в них от лица Российской Федерации и совместно с субъектами Федерации решает вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности.
  Полномочия субъектов Федерации в сфере управления природопользованием делятся на две группы: находящиеся в исключительном ведении субъектов Федерации и в совместном ведении субъекта Федерации и Российской Федерации. Все вопросы в сфере природопользования, не отнесённые к компетенции Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся к ведению субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по управлению ресурсопользованием невелики.
  Органы специальной компетенции по управлению природопользованием в зависимости от их функций, можно разделить на специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и все иные.
  Специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов непосредственно занимаются лицензированием и нормированием ресурсопользования, ведением государственных кадастров и реестров, государственного мониторинга и балансов природных ресурсов, составлением схем комплексного использования природных ресурсов.
  1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания.
  2. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) осуществляет следующие функции в области природопользования: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу России, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).
  3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) осуществляет в области природопользования функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
  Служба находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
  4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор России) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования и находится в ведении Минприроды РФ.
  Основной задачей Службы в сфере природопользования является осуществление контроля и надзора:
  - за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  - за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  - за использованием и охраной водных объектов;
  - за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  - в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания.
  5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования и находится в ведении Минприроды РФ.
  Агентство организует:
  - принятие решений о предоставлении права пользования участками недр и об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр;
  - выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
  - государственное геологическое изучение недр;
  - проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  - принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
  - ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;
  - ведение государственного учёта и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.
  6. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурс) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов и находится в ведении Минприроды РФ.
  Агентство реализует в своей деятельности, в частности, следующие полномочия:
  - осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесёнными к федеральной собственности;
  - осуществляет разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  - ведёт государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;
  - осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;
  - организует территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
  - организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации;
  - осуществляет предоставление водохранилищ, которые полностью расположены на территориях субъектов Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
  7. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет функции:
  - по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу России;
  - по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей;
  - по оказанию услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания.
  Агентство осуществляет свои полномочия на территории России, в её исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Руководство деятельностью агентства осуществляет Правительство РФ.
  К иным государственным органам, осуществляющим управление природопользованием, относятся Министерство экономического развития РФ, другие органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Необходимость ведения работ по мониторингу, составлению кадастров и балансов природных ресурсов, а также платность природопользования обусловливают участие в государственном управлении природопользованием таких органов специальной компетенции, как Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Министерство финансов РФ и др.
  Важнейшими направлениями государственного управления природопользованием являются учёт и контроль природных ресурсов, и их использования, которые необходимы для разработки и реализации программ использования и охраны природных ресурсов, составления прогнозов возможных изменений состояния природных ресурсов. Основой для таких программ служат данные о состоянии природных объектов и ресурсов, получаемые в ходе ведения государственного мониторинга природных ресурсов. Мониторинг по отдельным видам природных ресурсов ведётся соответствующими государственными органами в области использования и охраны природных ресурсов, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Другим, кроме мониторинга, источником получения информации о состоянии природных ресурсов и их использовании для государства является информация, предоставляемая природопользователями.
  Данные о состоянии природных ресурсов, концентрирующиеся в государственных органах, находят отражение в ресурсных балансах, реестрах и кадастрах. Государственные кадастры природных ресурсов - расчётные данные о количестве, качестве, степени изученности и освоенности, территориальном размещении природных ресурсов. В государственных балансах эти данные сопоставляются с потребностью всех ресурсопользователей в соответствующем природном ресурсе.
  Важным источником природоресурсной информации являются государственные ресурсные кадастры и реестры, ведущиеся по каждому виду природных ресурсов. Законодательством предусмотрено ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, Государственного водного реестра, Государственного кадастра объектов животного мира и Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (по учёту природных лечебных ресурсов). Государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
  Статья 28 Закона «О недрах» предусматривает обязательное ведение государственного реестра, в который заносятся данные об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, и в целях, не связанных с их добычей, работы по геологическому изучению недр, а также выданные лицензии на право пользования недрами.
  Государственные природные кадастры ведутся по единым правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости между собой.
  Необходимой составной частью государственного управления использованием и охраной природных ресурсов является контроль за рациональным и безопасным использованием ресурсов. Органы государственного контроля, задачи и порядок его проведения определяются Положениями о государственном контроле по отдельным видам природных ресурсов, утверждаемых Постановлениями Правительства РФ.
  Задачей государственного контроля за ресурсопользованием является обеспечение соблюдения всеми природопользователями порядка использования ресурсов, законодательства и технологических регламентов, стандартов (норм, правил) в области природопользования, правил ведения государственного учёта и отчётности. Государственный контроль осуществляется органами Минприроды РФ и другими специально уполномоченными органами управления использованием и охраной природных ресурсов во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

 
© www.txtb.ru