Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.2. Структура органов исполнительной власти России и Алтайского края

  Структура государственных органов исполнительной власти есть установленное правовыми нормами строение исполнительной власти. Она включает как определение видов органов, так и перечень органов, действующих в настоящее время.
  Среди органов исполнительной власти России главенствующее место занимает Правительство РФ. Согласно ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
  Виды иных органов исполнительной власти России определены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а их перечень приведен в Структуре федеральных органов исполнительной власти (утв. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649)(с изм.).
  В настоящее время предусмотрены три вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Службы и агентства могут осуществлять правовое регулирование только в случаях, установленных Президентом или Правительством. Данные органы возглавляются министрами или руководителями (начальниками, директорами).
  Перечень существующих органов исполнительной власти России выглядит следующим образом. При обычном порядке министерства подчинены Правительству, а в ведении министерств находятся те или иные службы и агентства. Но ряд министерств со своими службами и агентствами, а также ряд служб и агентств подчинены напрямую Президенту. Подобным образом ряд служб и агентств, минуя министерства, подчинены напрямую Правительству.
  Итак, во-первых, это федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
  - Министерство внутренних дел РФ; Федеральная миграционная служба;
  - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  - Министерство иностранных дел РФ;
  - Министерство обороны РФ; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральное агентство специального строительства;
  - Министерство юстиции РФ; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов;
  - Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
  - Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
  - Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);
  - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба);
  - Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);
  - Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
  - Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).
  Во-вторых, это федеральные министерства, службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
  - Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;
  - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия; Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
  - Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию;
  - Министерство природных ресурсов РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию;
  - Министерство промышленности и энергетики РФ; Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике;
  - Министерство сельского хозяйства РФ; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству;
  - Министерство транспорта РФ; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральная аэронавигационная служба; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство геодезии и картографии;
  - Министерство информационных технологий и связи РФ; Федеральная служба по надзору в сфере связи; Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство связи;
  - Министерство финансов РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство (федеральная служба);
  - Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство по государственным резервам; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами;
  - Министерство регионального развития РФ;
  - Федеральная антимонопольная служба;
  - Федеральная служба по тарифам;
  - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  - Федеральная служба государственной статистики;
  - Федеральная служба по финансовым рынкам;
  - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  - Федеральное агентство по атомной энергии;
  - Федеральное космическое агентство.
  В этот перечень не включены, хотя их следует считать органами исполнительной власти, Аппарат Правительства РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и Центральный банк РФ. В то же время следует помнить, что не являются самостоятельными органами власти такие структурные подразделения тех или иных органов, как: пограничная служба в составе ФСБ, ГИБДД в МВД, государственная противопожарная служба и инспекция по маломерным судам в МЧС, федеральная инспекция труда в Федеральной службе по труду и занятости.
  Названные органы имеют свои подразделения не только в Москве, но и в субъектах Федерации. Но, кроме них, субъекты Федерации имеют и собственные государственные органы исполнительной власти. Их виды в Алтайском крае установлены Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 93-ЗС «О системе органов исполнительной власти Алтайского края»1. Видами органов исполнительной власти Алтайского края являются: 1) администрация Алтайского края; 2) главное управление Алтайского края; 3) управление Алтайского края и 4) инспекция Алтайского края. Администрация Алтайского края - высший исполнительный орган государственной власти Алтайского края. Главное управление Алтайского края - орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий в установленных сферах деятельности (двух и более) правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг. Управление Алтайского края - орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг. Инспекция Алтайского края - орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий в установленной сфере (сферах) деятельности функции по контролю и надзору.
  В настоящее время в связи с принятием нового Закона органы исполнительной власти Алтайского края находятся в состоянии переименования, реорганизации и ликвидации, поэтому приводить их действующий перечень нецелесообразно. В качестве примера приведем наименования органов, действующих в аграрной области, это: главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление ветеринарии Алтайского края; управление племенного животноводства Алтайского края; управление пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края; инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края.
  Все перечисленные органы исполнительной власти (кроме Правительства РФ и администрации Алтайского края) как российские, так и краевые действуют на основании положений о них, где устанавливаются их правовое положение, функции, численность и иные вопросы.


 
© www.txtb.ru