Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Управление социальными рисками и развитие человеческого потенциала

Кадомцева С.В.
(Кафедра политэкономии экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)

  Современное социально-экономическое развитие России происходит в условиях глобализации - процесса формирования системной взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимообусловленности, целостности в масштабах планеты. Наиболее развитые страны находятся в процессе переходе к постиндустриальному обществу имманентным свойством, которого выступает развитие. Национальные системы, находящиеся под воздействием как глобального, так и общенационального развития, чтобы отвечать вызовам времени, должны формировать экономику развития. Экономика развития - это экономика, целью которой является развитие человеческого потенциала, то есть производство здорового, образованного, духовно развитого, имеющего достойное материальное обеспечение человека, обеспечивающего социальноэкономическое развитие страны. Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста как условия социальноэкономического развития, создается в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры, нормальное функционирование которых необходимо обеспечить социальному государству, как важнейшему институту гражданского общества. Современное государство должно превратиться в государство развития, осуществляющее реализацию общенациональных интересов, оказывающее помощь населению в управлении социальными рисками, усилившимися в результате глобализации и перехода на постиндустриальную стадию развития.
  Втягиваясь в сферу действия экономических процессов международного характера, национальные государства оказываются в подчинении у этих процессов, проводят политику превращения своих стран в «государства-конкуренты». Осуществляя, с одной стороны, долгосрочное развитие страны, рост качества жизни и повышение устойчивости социального положения населения, с другой стороны, «государства- конкуренты» обеспечивают защиту общенациональных интересов, используя новые возможности и отводя угрозы, обусловленные усилением глобальной конкуренцией, пытаются сохранить и приумножить человеческие, финансовые и другие ресурсы своей страны и привлечь качественные ресурсы из других стран. Выполняя эти функции, государство развития превращается в «государство-партнера» для каждого человека, делового мира, объединений граждан, населения страны в целом.
  В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной - восстановить и упрочить позицию России, как одной из стран - лидеров мирового развития. Основная роль в выполнении этих задач принадлежит человеческому потенциалу. Измерение качества человеческого потенциала, выявление воздействующих на него факторов является условием формирования эффективных программ, направленных на позитивную трансформацию качества человеческого потенциала.
  За первое десятилетие экономической трансформации Россия потеряла преимущество крупномасштабной экономики и передвинулась по объему ВВП по ППС 5-го места, которое занимал СССР в 1991 г., на 10е, а по текущему рыночному валютному курсу на 16-е место. Уровень душевого дохода в России на пороге XXI века составил около 5,8% от уровня в США (2135 долл. на человека в год), и она заняла 78-е место среди 175 стран, вошедших в выборку МВФ (по уровню ВВП на душу населения, пересчитанного по ППС - 60-е место) и входит в группу стран со средним уровнем жизни. Несмотря на отставание по ВВП на душу населения, по сравнению со многими индустриальными странами, Россия обладает природными ресурсами, населением с высоким уровнем образования, рядом уникальных технологий, фундаментальной наукой. По уровню национального богатства на душу населения (400 тыс. долл. США) Россия находится на третьем месте в мире после США и Японии (табл.1) и входит в семерку стран, на долю которых приходится почти две трети национального богатства мира.

Таблица 1. Результаты экспериментальных оценок национального богатства на конец XX века

Таблица 1. Результаты экспериментальных оценок национального богатства на конец XX века

   Источник: Экономический альманах. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 2000, №1. С. 32
   Если меркантилисты считали богатством лишь деньги, во времена А. Смита и Д. Рикардо богатством стало огромное скопление товаров («экономика предложения»), во времена Рузвельта и А. Эрхарда - массовый платежеспособный спрос миллионов домашних хозяйств («экономика спроса»), то в настоящее время главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационные процессы в каждой сфере человеческой деятельности.
  ИРЧП дает обобщенную оценку степени благоприятности проживания населения в данной стране или регионе. По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2002 году находилась на 57 месте и вслед за Болгарией возглавляла группу стран со средним развитием человеческого потенциала. По сравнению с 1990 годом этот показатель снизился к 2002 году с 0,813 до 0,795. Разрыв с Норвегией (0,956), возглавлявшей список в 2002 году, составил 0,161, тогда как разрыв с ведущей страной в 1990 году - Канадой (0,928) был значительно меньше и составлял 0,115.
  Важной задачей является сокращение степени дифференциации регионов страны по уровню развития человеческого потенциала. В 2001 г. самый высокий показатель ИРЧП (0,855) был в Москве, а минимальный показатель страны (0,579) в Республике Тыва. Динамика дифференциации регионов России по ИРЧП за 1996 - 2001 г. приведена в табл. 2. За исследуемый период наблюдается рост коэффициента асимметрии как по ИРЧП в целом, так и по отдельным его компонентам. Углубление дифференциации регионов России по ИРЧП можно рассматривать в качестве причины роста дифференциации регионов по уровню доходов.

Таблица 2. Показатели дифференциации регионов России по ИРЧП

Таблица 2. Показатели дифференциации регионов России по ИРЧП

   Возрастание открытости экономики, развитие процесса демократизации, формирование единого экономического пространства привело к относительно свободному движению товаров, рабочей силы и капитала как между Россией и другими странами, так и между регионами России, росту конкуренции территорий за высококачественные ресурсы. Условием развития регионов становится повышение привлекательности территорий путем создания благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности и проживания населения, развитие человеческого потенциала, повышение привлекательности региона для высококвалифицированной рабочей силы. К началу 90-х гг. в России сформировалось три типа регионов с конкретными социальными характеристиками: Европейский центр, республики Северного Кавказа и юга Сибири, Крайний Север и Дальний Восток. Между описанными тремя «полюсами» расположены переходные зоны, социально-экономические показатели которых близки к средним по России. Во многих регионах РФ наблюдается выезд специалистов, особенно в молодых возрастах, в регионы России, имеющие более высокий уровень развития. Происходит иммиграция качественной рабочей силы из России в страны с развитой рыночной экономикой, одновременно в Россию въезжают работники с более низкими образовательными и квалификационными характеристиками. Перед Россией стоит задача превращения из нетто-донора высококвалифицированной рабочей силы в нетто-реципиента.
  Формирование социальной политики в России в последнее десятилетие XX века совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Если во второй половине XX века основой для социальной политики развитых стран являлись такие ценности как коллективная ответственность, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в «шведском социализме», то на современном этапе на первое место выдвигается усиление конкуренции, ответственности, и, прежде всего, личной ответственности. Считается недопустимым, чтобы индивидуум перекладывал на государство свою ответственность перед семьей, местным сообществом и страной. В постиндустриальном обществе предполагается трансформация роли государства, при этом государство должно не предоставлять гражданам гарантированный минимум услуг, а создавать все условия для их активности, для успеха их личных усилий, т.е. все социальные институты ориентируются в первую очередь не на пострадавших, а на людей, которые сами пытаются оказать сопротивление трудностям жизни в изменяющемся обществе. Хотя главной задачей государства становится помощь людям вести самостоятельную деятельность, с этой целью государство поддерживает предприимчивость. С переменой взгляда на государство меняется и подход к идее равенства. Равенство трактуется не как равенство результатов, а как равенство возможностей, и, что самое главное, равенство доступа к этим возможностям. Поэтому на рынке труда упор делается не на гарантировании работы, а на гарантировании образования, возможности получать новые профессии. Образование должно дать трудящимся возможность жить в непрерывно изменяющемся мире. Социальной базой постиндустриального общества считается средний класс - обеспеченные рабочие (синие воротнички), интеллигенция (белые воротнички), низшие слои бюрократии (государственной, муниципальной, корпоративной), малый и средний бизнес. Социальная политика, определенная в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», ориентируется на эту группу населения. Экономический рост, ведущий к удвоению в России ВВП на душу населения должен сократить вдвое уровень бедности, при этом доля населения с доходом ниже прожиточного минимума достигнет 10 процентов, что позволит изменить политику государства в области системы социальной защиты.
  Экономический рост и повышение уровня доходов в рамках прежней парадигмы развития ассоциировался с наращиванием физического и человеческого капитала без учета риска. Но риск - это существенный фактор экономического развития, и если нет инструментов для управления риском, могут возникнуть препятствия для развития. Поскольку риски и шоковые воздействия влияют на качество жизни населения, необходима система социальной защиты. Население с низким уровнем доходов больше всего подвержено различным видам риска: шокам антропогенного характера (инфляция или финансовые кризисы) или естественного характера (болезнь или наводнение), но имеют минимальный доступ к инструментам управления рисками, т.е. являются наиболее уязвимыми. Идиосинкразические риски возникают для одного человека независимо от того, подвергаются ли им другие люди, а ковариантные могут одновременно затронуть семью, поселение, регион или всю страну. Защита от них требует вмешательства государства или даже всего мирового сообщества.
  Основными механизмами предохранения человека от рисков внезапного и недопустимого снижения уровня жизни, социального положения являются его сбережения, личное страхование, добровольное и обязательное социальное страхование, при этом задача государства заключается в создании такого финансового климата, который позволяет функционировать всем этим механизмам самофинансирования возможных сокращений доходов работника. Определенную помощь в этой ситуации может оказать семья или социальная группа.
  Свобода выбора образа жизни и сопряженная с ней ответственность каждого индивидуума за формирование и управление своими доходами и расходами на всех ее этапах, включая этапы утраты трудоспособности или утраты места работы, порождает случаи материальной необеспеченности существования. Для обеспечения финансирования минимальных социальных гарантий для трудоспособного населения индустриальное общество создало институт обязательного социального страхования.
  Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека определила право каждого на социальное обеспечение (защиту) как при наступлении случаев социальных рисков, так и во всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека. Минимальные нормы такой защиты позднее были определены в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 в 1952 г. Социальное страхование с экономических позиций выступает как основной институт социальной защиты, органически включающий в себя механизмы организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, а связанные с этим риском материальные потери заранее распределяются между всеми участниками страховой программы.
  Взаимная ответственность людей за их жизнедеятельность в обществе порождает необходимость установления критериев приемлемого социального положения людей при наступлении тех или иных видов социальных рисков - это факторов нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей - утратой источника дохода в случае потери кормильца. Виды социального риска носят объективный, массовый (а потому и социальный) характер. Формы защиты от социальных рисков также должны быть обязательными (по закону), всеобщими, а бремя финансовой нагрузки должны нести основные социальные субъекты.
  Можно выделить три основные стратегий защиты от риска: две из них применяются до того, как проявилось шоковое воздействие - это его предотвращение и смягчение, и одна предусматривает меры по свершившемуся факту. Ограниченность социальных трансфертов как инструмента регулирования доходов населения состоит в сложности их обоснованного применения, а также в уходе от решения проблемы снижения риска. Кроме того, система социальной защиты уязвимых слоев относится к пассивным механизмам борьбы с бедностью, она является государственной по своей сути. Перспективная цель развития системы социальной защиты - эволюция в сторону смягчения риска от чрезвычайных обстоятельств и способность выполнять задачи более комплексно и последовательно.
  Система социальной защиты включает государственные программы на рынке труда, в сфере социального страхования и системе социальной помощи. Если рассмотреть эти программы с точки зрения стратегий управления рисками, то программы на рынке труда нацелены на предотвращение риска - поскольку наличие хорошо оплачиваемой работы является наилучшей мерой социальной защиты; социальное страхование выполняет функцию смягчения риска; а система социальной помощи направлена на преодоление последствий риска.
  Более широкое понимание политики социальной защиты включает не только действия государства, по разносторонней помощи человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, приведшую к сокращению доходов ниже гарантированного уровня, но и действия самих граждан по управлению доходами и предотвращению риска снижения доходов. Если первая часть задачи связана с проведением государственными органами власти рациональной налоговой политики и политики социальных трансфертов, то вторая часть задачи связана с действиями потенциального реципиента по смягчению или даже предотвращению чрезвычайных обстоятельств, где роль государства связана больше с информационным обеспечением и созданием рыночных институтов сохранения доходов.
  Система социальной защиты, построенная на рыночных принципах, вырастает в России из всеохватывающего государственного социального обеспечения СССР, построенного по принципу государственного определения объема социальных трансфертов и круга реципиентов. В годы социальной трансформации содержание понятия «социальная защита» расширялось до безопасности всей жизнедеятельности человека - социальная защита в широком смысле. Сохранилось и понятие социальной защиты в узком смысле, охватывающее ограниченный круг вопросов, связанных лишь с деятельностью органов социальной защиты, направленной на помощь малообеспеченным нетрудоспособным слоям населения - социальная защита в узком смысле. Г осударственная система социальной защиты в России - это политика и действия государственных органов власти, органов управления муниципальными образованиями и других субъектов, воплощенные в определенные программы по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни населения, включая право на минимально достаточные средства на жизнь, труд и отдых, на социальную защиту по старости, болезни и в случае потери кормильца, на воспитание детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище, выступающие в форме политики на рынке труда, социального страхования и социальной помощи. Социальная защита включает и социальное обслуживание, которое является весьма важным для России, т.к. в учреждениях социальной защиты у нас проживает более 2 млн. человек, а из 53 млн. домохозяйств 12 млн. - это домохозяйства одиноких пенсионеров в возрасте 70 лет и старше. Только 21,3 млн. домохозяйств имеют детей моложе 18 лет, при этом две трети детей входят в число бедных.
  Россия, переживающая процесс старения населения, с помощью эффективной политики в области рождаемости должна противостоять социальному риску депопуляции. Одним из способов борьбы с этим риском в развитых странах было принятие программ помощи семьям с детьми. В настоящее время в большинстве регионов России детское пособие продолжает оставаться на уровне 70 рублей. Семья с появлением ребенка часто ухудшает свое материальное положение из-за роста расходов и сокращения доходов матери. Необходимо учитывать и риск невозможности устроиться на высокооплачиваемую работу после рождения ребенка.
  В условиях глобализации и формирования единого экономического и социального пространства встает вопрос о выработке международной стратегии социального развития и механизмов, обеспечивающих ее реализацию. В сентябре 2000 г. на саммите ООН была принята Декларация тысячелетия, определяющая цели развития для отдельных регионов планеты. Важной задачей Декларации тысячелетия считается создание условий для высокооплачиваемого труда, что поможет молодому поколению, иметь достаточные заработки в молодости, подготовиться к защите уровня жизни от социальных рисков через систему социального страхования и практически не нуждаться в программах социальной помощи.
  Расширение доступа к качественному образованию и здравоохранению, повышение возможностей горизонтальной и вертикальной мобильности, свобода выбора типа семейного поведения, эффективное планирование семьи - вот тот идеал, к которому стремятся страны с развитой рыночной экономикой. Предполагается, что улучшение экономической ситуации приведет к росту коэффициента суммарной рождаемости, который в 2010 г. составит 1,48, в 2015 г. - 1,6, а в 2020 г. - 1,72 детей на одну женщину. Все это свидетельствует о том, что совершенствование форм управления рисками будет способствовать развитию населения.

 
© www.txtb.ru