Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Векторы демографической глобализации

Галецкий В.Ф.
(Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ, Москва)

  1. Демографические проблемы глобализации исследованы еще крайне недостаточно. Хотя проблема "глобализация и население" находятся в поле зрения регулярно проводимых ООН конференций по народонаселению и развитию, а также конференций по социальному развитию; часть аспектов этой проблемы изучается в рамках научных программ Международного Валютного Фонда. Российскими учеными также разрабатываются отдельные элементы этой проблематики. Однако в этих исследованиях население рассматривается как нечто пассивное, как объект воздействия. Исследуемый феномен, на наш взгляд, механистично разделяется на два субфеномена: глобализация, которая существует как автономное и подчиняющееся собственной логике и законам развития явление, и население, для которого глобализация является вызовом, активной и внешней силой, т.е. как бы эти два объекта исследования существуют параллельно. По нашему мнению население следует рассматривать как главного субъекта, проводника и объекта глобализации; как главного действующего лица всех глобализационных процессов.
  2. Демографическая глобализация - это проявление глобализационного системного процесса в демографической сфере, который выражается прежде всего в появлении раннее не существовавших демографических популяций (расово-этнических, культурно-цивилизационных групп и т.п.), в изменении стратификационной структуры человечества в зависимости от роли разных его страт по отношению к общему глобализационному процессу, в трансляции образа и стиля жизни на планетарном уровне и в вызванных этим изменениях важнейших сфер жизнедеятельности - медицины, образования и т.д
  3. В дальнейшем главный вектор мирового развития, способствующий демографической глобализации, будет связан с общим глобализационным процессом; деятельностью глобалистской элиты, для которой суверенитеты, этнические, религиозные и культурноцивилизационные особенности становятся препятствием; поведением широкого слоя глобалистской предэлиты и связанных с ней групп населения.
  4. Главный вектор мирового развития, который будет препятствовать процессу демографической глобализации, будет определяться, следующими факторами: сопротивлением этнических, национальных и культурно-цивилизационных общностей, боящихся утратить свою идентичность в общем глобализационном процессе; стремлением отдельных государств сохранить и укрепить свой суверенитет перед лицом натиска транснациональных образований; ростом фундаменталистских, коммуналистских и трайбалистских настроений, спровоцированных межстрановой и внутристрановой поляризацией населения.
  Предугадать, как сложится суммирующий эффект взаимодействия двух тенденций, очень трудно.
  5. Глобализация не имеет, во всяком случае в настоящее время, конструктивной исторической альтернативы; этот процесс нельзя остановить или выключить. Поэтому задача каждого сообщества, будь то отдельная страна или группа стран, - минимизировать для своего населения возможный или реальный ущерб, связанный с глобализационным процессом.
  6. Для этого необходимо глубокое и всестороннее изучение процесса глобализации и прогнозирование возможных его последствий. По нашему мнению в области научных исследований необходимо:
  - постепенно освободиться от исследовательской парадигмы экономического фетишизма: формы проявления человеческой жизни безграничны, они не сводятся лишь к экономической и хозяйственной деятельности, более того при всей колоссальной важности последних, как нам представляется, они не являются главными. Нужно, наряду с уже существующими эвристическими моделями глобализации, поощрять исследовательские программы, где основной упор должен быть сделан не на экономические, а на иные аспекты человеческой деятельности. Демографическая глобализация может рассматриваться как фактор, первичный по отношению к иным её формам. Эвристическая ценность такой исследовательской программы будет состоять прежде всего в изменении парадигмальных рамок исследования, когда вместо "человека экономического" появляется "человек целостный”;
  - представляются полезными и продуктивными системные медис- циплинарные исследования проблем глобализации. При таком подходе хорошо известные исторические феномены могут быть рассмотрены под иным углом зрения, где место простых линейных схем "причина- следствие" занимают схемы более высокого порядка, использующие, например, категорию обратной связи, аппарат кибернетики и синергетики. Пример подобной эвристической конструкции можно представить так: избыточная пассионарность западно-европейского суперэтноса инициировала процесс демографической глобализации, который повлёк за собой экономическую глобализацию, что в свою очередь, привело к интенсификации научно-технического прогресса к становлению и развитию капитализма. Это, в свою очередь, интенсифицировало процесс демографической глобализации, что привело к демографическому взрыву и, затем, к демографическому переходу. При этом экономическая, политическая, культурно-цивилизационная, информационная и демографическая глобализация развивались параллельно, создавая эффект резонанса;
  - при рассмотрении различного рода геополитических и геоэко- номических решений, необходимо пропускать их через, своего рода, демографический фильтр. Так, например, падение уровня пассионарности требует кардинального пересмотра экономической, геополитической и военной стратегии;
  - совокупность научно-исследовательских направлений, занимающихся глобализацией, принято называть глобалистикой. Внутри этого единого комплекса знаний естественно выделить общую, или системную, глобалистику как дисциплину, главным интересом которой является глобализация как единое целое, без какой-либо ее существенной дифференциации по сферам проявления. Дисциплинам, занимающимся проявлениями системного глобализационного процесса в отдельных сферах, можно дать название в зависимости от конкретного характера этого проявления. Например, имеет смысл говорить о политической глобалистике, экономической глобалистике, культурной глобалистике, экологической глобалистике и т.д. Науку о глобализации демографической сферы естественно назвать демографической глобалистикой.Внутри нее необходимо выделить общую демографическую глобалистику, которая изучает глобализацию населения как целое, т.е. занимается исследованием того, как глобализационные процессы влияют на человеческую популяцию, и специальные дисциплины демографической глобалистики;
  - демографическая глобалистика может и должна рассматриваться в качестве полновесной самостоятельной научной дисциплины, предметом которой является демографическая глобализация, а научным аппаратом - аппарат демографии и смежных с ней дисциплин, с одной стороны; синергетики, кибернетики и глобалистики, с другой стороны;
  - наиболее продуктивными представляются исследования проблем демографической глобализации в духе Спинозы-Спенсера-Канта, когда предельно чётко разграничиваются объективные тенденции глобализационного демографического развития и их возможные последствия для населения. Это могло бы внести ясность, прежде всего, в наиболее спорные аспекты глобалистики, в том числе демографической глобалистики: какие процессы объективны и не могут быть объектом управления (невозможно управлять демографическим переходом, невозможно изменить общую тенденцию старения населения, пассионарные приливы и отливы также не поддаются контролю) и на какие процессы можно и нужно влиять (сознательное планирование семьи, улучшение качества населения через пропаганду здорового образа жизни и т.д);
  - широкая общественность должна знать о процессах демографической глобализации, о ее положительных и отрицательных сторонах, а также представлять себе адекватную картину происходящего;
  - демографическая глобалистика, как открытая исследовательская программа и новое научное направление, должна быть включена в программу исследования Российской Академии Наук, университетов, научных центров и фондов;
  - целесообразно более активно пропагандировать отдельные аспекты демографии в рамках общеобразовательных школьных программ, например, программа "демография в школе" могла бы содержать в себе элементы демографической глобалистики.


 
© www.txtb.ru