Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Демографические изменения и демографическая политика в крупном городе (на примере Санкт-Петербурга)

Сафарова Г.Л.
(Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН, Санкт-Петербург)
Чистякова Н.Е.
(Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург)

  Одним из существенных моментов в формировании городской социально-демографической политики должен быть учет изменившейся за последнее десятилетие ситуации.
  Уровень рождаемости в Санкт-Петербурге ниже, чем по стране в целом. Суммарный коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге в 19962000 годах опускался ниже 1 ребенка на одну женщину. Затем он несколько повысился и составил в 2003 г. 1,14 рождений на жительницу города.
  Наблюдаемый в настоящее время некоторый подъем рождаемости объясняется реализацией отложенных в 1990-е годы рождений детей, в основном, первенцев. Кроме того, в формировании современного уровня рождаемости существенная роль принадлежит структурному фактору. В конце минувшего века на фоне общего снижения рождаемости в Санкт- Петербурге отмечался абсолютный и относительный рост внебрачных рождений. Этот рост связан с дальнейшим распространением фактических, юридически не оформленных брачных союзов. Причем, доля рождений вне зарегистрированного брака в 1990-е годы в Санкт-Петербурге была неизменно выше, чем в России в целом. В 2003 году внебрачные дети составили более четверти от всех родившихся в городе - 28,1 %.
  Изменения продолжительности жизни в Санкт-Петербурге не столь неблагоприятны, как в России. Достигнув минимальных за последние 20 лет значений в 1993 г., ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин в Санкт-Петербурге до 1997-1998 гг. возрастала, достигнув 64.2 г. для мужчин (1997 г.) и 74.4 г. для женщин (1998 г.), после чего она снова стала сокращаться. Однако в 21-ом веке ее снижение приостановилось. В 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 60.6 г., женщин - 72.4 г., что несколько выше, чем для России в целом, но весьма далеко от развитых стран. Сказанное относится не только к ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но и к ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах: в 2003 г. в Санкт-Петербурге ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 60-64 г. составила 13.7 г. для мужчин и 18.5 для женщин, что ниже ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 65 лет для развитых европейских стран. По-прежнему велики гендерные различия в продолжительности жизни. Устойчиво снижается уровень младенческой смертности.
  В обозримой перспективе численность населения Санкт- Петербурга будет продолжать уменьшаться, поскольку реальных источников для его роста нет. Аккумулирующая роль Санкт-Петербурга как центра притяжения миграционных потоков сохранялась на протяжении 1990-х годов и до настоящего времени. Однако ее значение снижалось из-за изменений в численности, структуре и направлениях миграции.
  На протяжении 1900-х годов направления, по которым осуществлялось миграционное движение в Санкт-Петербург и из него, определялось экстремальными ситуациями, возникшими после распада СССР на постсоветском пространстве. В настоящее время их действие ослабло. Как следствие этого, резко снизились миграционные потоки между Санкт-Петербургом и странами Балтии и СНГ. Кроме того, уменьшилась численность зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев. Кардинально уменьшились размеры традиционной эмиграции петербуржцев в страны дальнего зарубежья. Миграция в Санкт-Петербурге постепенно теряет стрессовый характер и переходит к обычным социально-экономическим ориентирам.
  Потери в населении Санкт-Петербурга с регионами России определяются размерами выезда в Москву, Московскую область и Ленинградскую область. Потеря населения города в обмене с Ленинградской областью имеет устойчивую тенденцию на протяжении последних 13 лет. Поэтому оценка будущих объемов миграции в Санкт-Петербурге в значительной степени зависит от количественных и качественных параметров миграционных потоков между городом и областью.
  Новым явлением для Санкт-Петербурга стала массовая трудовая миграция. Она постепенно становится одним из определяющих факторов миграционной обстановки в Санкт-Петербурге, поскольку снижаются объемы и интенсивность переселенческих миграций, связанных со сменой места жительства. Увеличивается разрыв между численностью учтенных и неучтенных трудовых мигрантов. Из-за несовершенства законодательства оценить и проанализировать реальные объемы и структуру трудовой миграции невозможно.
  Динамика изменений в структуре, направлениях и видах миграции выдвигает ряд современных задач в проведении миграционной политики в Санкт-Петербурге. Ими на сегодня являются:
  1. Координация деятельности всех ветвей городской власти и федеральных ведомств, представленных в Санкт-Петербурге, по решению проблем миграционной политики.
  2. Выработка политики в отношении обмена миграционными потоками между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в контакте с представителями Законодательной и исполнительной власти Ленинградской области.
  3. Проведение обследования нелегальной миграции в Санкт- Петербурге, определение ее реальных количественных и качественных параметров и выработка рекомендаций по ее легализации.
  4. Проработка комплекса проблем, связанных с возможностью передачи части вопросов по регулированию миграции на городской и районный уровень.
  5. Последовательная разъяснительная и просветительная работа с представителями государственных органов, учреждений образования и культуры, общественных и негосударственных организаций, средств массовой информации по актуальным вопросам миграционной политики в Санкт-Петербурге.
  Вопросы регулирования демографической ситуации в той или иной степени присутствуют в деятельности органов государственной власти
  Санкт-Петербурга. В настоящее время проблемы демографической политики обсуждаются и решаются в рамках трех крупных программ:
  - Программа социально-экономического развития Санкт- Петербурга,
  - Целевая Программа Санкт-Петербурга "Демографическое развитие Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы",
  - Пилотный проект Фонда ООН по народонаселению "Содействие разработке и реализации региональных стратегий развития народонаселения".
  Наряду с рождаемостью, смертностью и миграцией, существенным фактором демографического развития является возрастная структура населения. Основной тенденцией изменения возрастного состава населения Санкт-Петербурга, как и России в целом, является старение. В отличие от вышеперечисленных факторов, в исследованиях российских демографов возрастной структуре традиционно уделялось недостаточно внимания (и это не могло не привести к недоучету старения населения при разработке демографической политики).
  За период между двумя переписями населения доля лиц в возрасте старше 60 лет в Санкт-Петербурге возросла с 17.3% до 20.6%, индекс старения увеличился на 75% и составил 169. При обсуждении экономических и социальных последствий демографического старения на первый план обычно выдвигают увеличение демографической нагрузки за счет пожилых. Действительно, эта нагрузка возрастает - за период между переписями она увеличилась с 27 до 31 на 100 лиц трудоспособного возраста (15-59 лет). Однако не следует забывать, что на иждивении людей в трудоспособном возрасте находятся не только пожилые люди, но и дети, доля которых сокращается. В итоге в Санкт-Петербурге за указанный период общая демографическая нагрузка не только не увеличилась, но сократилась с 56 до 49 на 100 лиц в трудоспособном возрасте. Поэтому истинные последствия старения не столь угрожающи, как это представляется.
  В недавно опубликованном ООН сборнике "National Population Policies 2003" представлено, в частности, восприятие положения в демографической сфере стран мира правительствами соответствующих стран, т.е. их озабоченность или неозабоченность тенденциями демографического развития, в том числе старением населения. По данным ООН, для правительства России старение населения представляет "major concern". Однако в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. 1270-р, в которой проблемы демографического развития традиционно представлены в виде трех блоков: здоровье/продолжительность жизни, рождаемость/семья и миграция, - вопросы, связанные со старением населения даже не выделены отдельным разделом. Поэтому неудивительно, что и в Целевой программе Санкт- Петербурга "Демографическое развитие Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы" об этом нет ни слова.
  Старение населения это глобальное, необратимое, долговременное явление, поэтому необходимо своевременно пытаться учесть его возможные последствия, чтобы они не превратились в острые проблемы в будущем, не драматизируя их. Следует прислушаться к мнению экспертов экономической комиссии ООН для Европы, утверждающих, что нет необходимости пугать работающих историями о том, смогут ли они позволить себе стареть. Для более эффективного решения вопросов поддержки растущего числа пенсионеров необходимо проводить политику, способствующую экономическому росту, росту производительности труда и занятости населения.

 
© www.txtb.ru