Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Экологические миграции в контексте демографической и социально-экономической политики России

Куница М.Н.
(Кафедра экономической и социальной географии Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, Брянск)

  В современный период наблюдается резкая активизация экологических миграций, степени их влияния на демографическое и социальноэкономическое развитие регионов. Они обусловлены углублением деградации глобальной экологической системы, усилением мирового экологического кризиса. Природная среда становится лимитирующим фактором функционирования общества. Наиболее интенсивно это проявляется в критических экологических районах мира: регионах радиоактивного загрязнения Украины, России, Белоруссии (Чернобыльская зона), США, Океании; Приаралье; северо-востоке Китая; Тихоокеанском поясе Японии; Аппалачском регионе США; Сахеле и других. Возрастают социальные и экономические потери человечества от активации природных процессов. В начале XXI века только от наводнений лета 2002 года в Европе пострадало до 1 млн., в Китае - более 1 млн., а от землетрясения и цунами декабря 2004 года в странах Юго-Восточной Азии - несколько миллионов человек. В России наиболее негативными были последствия наводнений на Северном Кавказе, в Кемеровской области, Хакасии, долине р. Лены, землетрясения на Алтае.
  Демографическая структура населения во многом отражает особенности адаптации человека к природно-экологическим условиям. Экологические миграции - свидетельство кризиса адаптации.
  Особенности экологических миграций. 1. Специфика факторов: критическая природно-экологическая среда жизнедеятельности населения. 2. Разнообразие причин - техногенные, природные, экологические, комплексные чрезвычайные ситуации (ЧС). 3. Ведущая целевая установка - спасение жизни, здоровья людей. 4. Обширность и разнотипность регионов оттока. 5. Выравнивание уровней миграционной подвижности групп населения с различной этнической, социально-демографической, экономической структурой. 6. Высокая динамичность и сложность процесса миграции: формирование территориальной мобильности - перемещение (эвакуация, отселение, переселение) - адаптация в иную природную и социально-экономическую среду. 7. Деформация (обычно длительная) миграционного процесса в регионе: абсолютное доминирование сил выталкивания и потока выбытия. 8. Стрессовость миграций и их последствий для физического и духовного здоровья людей. 9. «Пульсационный» характер. 10. Нарастание интенсивности.
  Экологические миграции становятся фактором развития социально-экономической структуры регионов и проведения соответствующей политики. Их действие проявляется на нескольких уровнях - личностном, региональном, государственном, межгосударственном. «Спектр» влияния широк в зонах как оттока, так и вселения.
  Разнообразие экологических миграций вызывает необходимость разработки их классификации. В качестве типов могут быть выделены следующие. Первый - экстремальные от внезапных ЧС, наиболее интенсивно проявляющиеся. Второй - длительнотекущие, многостадийные от ЧС замедленного действия. Их интенсивность вследствие деградации природно-экологической среды обитания возрастает. В странах СНГ - перемещение из Приаралья, Семипалатинского региона и других.
  Третий тип - вынужденные радиоактивно-обусловленные переселения. Чернобыльские миграции возникают с 1986 года в результате радиоактивного загрязнения территории площадью до 150 тыс. км2 в 14 субъектах России, 12 областях Украины, 6 областях Белоруссии. В этой зоне проживало более 3 млн. человек. Чернобыльская катастрофа, по типизации С.М. Мягкова, создала на юго-западе России, в Полесье Украины и Белоруссии в зависимости от уровня радиоактивного поражения чрезвычайные ситуации от ЧС-3 - средних до ЧС-4 - сильных и ЧС-5 - уничтожающих. Косвенный ущерб от аварии на ЧАЭС в 20-25 раз больше прямого. Влияние радиоактивного загрязнения проявляется опосредованно и осуществляется по нескольким каналам: через физиологические, психологические, поведенческие особенности и адаптационные способности человека, трансформацию системы природопользования и территориальной структуры хозяйства на естественное и миграционное движение населения.
  Среди регионов России наиболее пострадала Брянская область. Площадь загрязнения - 12 тыс. км2 (34% её территории). В первый год после аварии осуществлялась эвакуация жителей из зоны максимального поражения. Пик очень мощного стихийного и относительно небольшого планового отселения пришелся на 1990 год. Юго-западные наиболее загрязненные районы потеряли значительную часть жителей. Согласно Государственной программе и чернобыльскому Закону России в 1990-92 годах планировалось переселить 84,2 тыс. человек. Из-за недостаточного финансирования она выполнена частично. По данным Брянского Управления по вопросам Чернобыля МЧС России из этих районов выехало 50,6 тыс. человек. Доминировало внутриобластное перераспределение. Мигрантов приняли и 68 других регионов России. Даже неполная реализация программы, особенно выплата компенсаций и предоставление льгот, повлияла на механическое движение населения. С начала 90-х годов типичны возвратные миграции, в том числе и на юго-запад.
  В настоящее время активность собственно чернобыльских переселений уменьшается. В 1996 году количество таких мигрантов составляло 1392 чел., в 2000 году - 840 чел., сейчас - 500 чел. Однако чернобыльская проблема затрагивает население трети городов и сел и продолжает активно влиять на ситуацию в области. Принятие правительством России постановления об изменении с 1998 года границ радиоактивно загрязненных зон - фактор, усиливший динамизм процессов. В результате сокращения количества «чернобыльских» поселений, сложного социально-экономического положения юго-западных районов отток населения из них возобновился.
  Структура миграций различна в 3-х зонах загрязнения. Чернобыльские переселения - важный фактор и индикатор демографической и социально-экономической политики государства, особой региональной ситуации. Основные направления взаимовлияния: демографическое - на здоровье, поло-возрастную структуру, естественное движение населения, межселенные перемещения; экономическое - на трудовой потенциал, функциональную структуру поселений; социальное - на образовательный, культурный и другие уровни населения; расселенческое - на систему поселений. Возросла динамичность регионального развития. Меняется рисунок расселения, направления миграций. Усиливается несбалансированность, упрощаются функции значительного количества поселений. Возрастает острота демо-экологических проблем сел и городов на юго-западе. Углубляется депопуляция. Положительным фактором могло бы стать принятие административного решения о создании на юго-западе Брянской области зоны с особым социально-экономическим статусом. Позитивен отзыв из Г осударственной думы законопроекта «О дозовой концепции».
  Экологические миграции не нашли адекватного их социальноэкономической значимости отражения в законодательстве России. Закон о вынужденных переселенцах не распространяется на экологических мигрантов. Однако их, как считает ряд авторов, следует рассматривать в качестве вынужденных, так как проживание в зонах экологического бедствия угрожает здоровью и жизни людей. Категория данных мигрантов была включена в Программу действий женевской Региональной конференции по проблемам недобровольной миграции в государствах СНГ.
  Усиление интенсивности и значимости экологических миграций требует создания соответствующей концепции и её реализации в государственной политике. Среди её основных направлений можно выделить следующие. Научное: выработка главных положений (определение, факторы, причины, классификация переселений и др.). Законодательное: юридическое признание этих, в том числе чернобыльских, мигрантов категорией вынужденных; разработка и принятие закона об экологических мигрантах; согласование чернобыльского и миграционного законодательств. Информационное: создание единой системы учета и банка данных об экологических переселениях; осуществление мониторинга миграционной и природно-экологической ситуации в проблемных регионах России. Социально-экономическое: обеспечение приема и помощи вынужденным экологическим мигрантам; взаимодействие федеральных и региональных органов управления, общественных организаций по содействию в адаптации переселенцев; разработка проектов социальноэкономического развития проблемных районов, особенно чернобыльской зоны России. Образовательное: комплексная подготовка кадров.
  Возрастает значимость дифференцированного подхода к решению проблем мигрантов. Региональные программы - необходимое звено не только миграционной, но и всей политики народонаселения страны. Наиболее важны они для районов с кризисной демографической и критической экологической ситуацией.

 
© www.txtb.ru