Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Вьетнамские трудовые мигранты в России

Кузнецов Н.
(Институт управления и бизнеса, Калуга)

  Двадцатое столетие отмечено увеличением подвижности населения, которое стало возможным благодаря революционному прогрессу в системе транспорта и связи, а также в огромной степени способствовало раскрытие границ, в первую очередь стран бывшего соцлагеря. С увеличением количества государств, потенциал мобильности населения стал более интернациональным по своему характеру. В мировом масштабе общее количество международных мигрантов в 1994 году оценивалась в пределах 125 млн. чел., а на начало 2004 года уже 175 млн. чел. Под влиянием международной миграции, затронувшей и Россию, возникла необходимость принятия современной миграционной политики, которая учитывала бы имеющиеся социально - экономические проблемы в стране и мире, позволила придать миграционным процессам позитивную направленность и скорректировать сложившуюся сложную демографическую ситуацию.
  Сегодня можно говорить о некоторых противоположных мнениях влияющих на состояние государственной миграционной политики.
  Первое. На Россию волна за волной накатывается незаконная миграция, угрожающая безопасности страны. Тогда может закончиться национальная самобытность, народы России растворятся в миллионах представителей афро-азиатских этносов, экономической независимости также придёт конец, а с ними и целостность страны. На пути этих волн необходимо строить неприступную стену, которая оградит страну от пагубного влияния юга, востока и запада. Стране нужна жёсткая иммиграционная политика со всем набором политических и силовых мер. Для слабой экономики России существенно и то, что расходы на создание такой системы меньше, чем на прием и обустройство новых иммигрантов, к тому же сократится уровень криминализации общества, что тоже экономически выгодно.
  Второе. В условиях демографического кризиса необходим рост численности населения, возможный лишь за счёт иммиграционного притока, который обеспечит трудовыми ресурсами экономику, находящуюся в стадии подъёма. Россия должна принять всех желающих въехать на её территорию и поселиться на ней, в первую очередь и без всяких ограничений русскоязычных граждан бывшего СССР.
  Третье. Иммиграционный приток для России не имеет экономического значения, при подъёме производительности труда во всех отраслях и при наличии большой численности незанятого населения, увеличение объёма ВВП возможно не только в 2 раза, но и более.
  Все высказанные точки зрения, конечно, являются крайностями, между ними существуют различные комбинации, сочетающие те и иные позиции. При отборе мер реализации необходим тщательный анализ и отбор наиболее эффективных. Набор инструментов реализации должен содержать правовые, организационные и экономические меры. В настоящее время происходит очень серьёзный и важный выбор между различными моделями государственной миграционной политики. Отсутствие её в наши дни - это тоже вариант выбора и тоже политика. Но эта политика позволяет продолжаться хаосу в сфере формирования трудовых ресурсов за счёт как внешних, так и внутренних миграций; она будет сдерживать экономический рост страны, усугублять сокращение численности населения, сохранит слабую заселённость наиболее богатых регионов. Эта политика и дальше будет возводить стену между государством и иммигрантами, которые, не имея законной возможности легализоваться, платить налоги, рассчитывать на социальную поддержку и защиту общества, получат её у теневой экономики и криминальных структур. Такая политика создаёт благодатную почву для коррупции и беззакония.
  При принятии реальной миграционной политики возникает необходимость изучения каждой страны происхождения иностранных трудовых мигрантов, для рассмотрения причин миграции и установления сотрудничества между странами происхождения и принимающей страной - Россией. Данное условие является выполнением целей Всемирной (Каирской) конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года. Игнорирование глубокого изучения и взвешивания сложившихся реалий ведет к напряженности в отношениях между странами и не дает возможности своевременного и предупреждающего принятия мер по оптимизации негативного развивающихся процессов.
  Остро стоит проблема прогнозирования развития трудовой миграции из Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). История трудовой миграции из СРВ имеет давние традиции, сложившиеся еще в 80-х годах прошлого столетия, следует отметить возникновение её задолго до трудовой миграции из Китая, которой уделяется в последнее время большое место.
  Зародившаяся как официально оформленное направление граждан СРВ на промышленные предприятия бывшего СССР, трудовая миграция носила элементы обучения рабочим профессиям, перерастающая затем в работу на этих же предприятиях в качестве высококвалифицированных рабочих, она прекратила свое существование практически с развалом союза. Утверждение о том, что граждане СРВ, въезжающие на территорию России имели, как правило, низкий профессиональный и квалификационный состав не соответствует действительности. Проведенные в 1992 году исследования на территории Брянской и Калужской областей показали, что 15% работающих мигрантов имели среднее специальное и высшее образование. Производительность труда у вьетнамских бригад была выше на 40-60% выше, чем у местных кадровых работников. Случаев нарушения законов страны пребывания не было, в начале 90-х годов, в связи с развалом СССР, вьетнамские граждане стали заниматься торговлей, т.к. ни правительство России, ни СРВ не предприняли мер к устройству трудовых мигрантов и они были предоставлены сами себе. Часть граждан СРВ покинула Россию, другая, получила российское гражданство, и по итогам переписи населения 2002 года доля выходцев из СРВ составляла в общем населении России 26 тыс.чел. и 23 тыс.чел. имеют вьетнамское гражданство. По оценке экспертов численность граждан СРВ на территории России значительно больше и с ужесточением иммиграционного контроля перед властями ставится проблема: либо большинству незаконных мигрантов выдать вид на жительство, либо прибегать к вынужденной отправке на родину нескольких сотен тысяч незаконно проживающих граждан СРВ, что связано с огромными финансовыми затратами.
  Современное демографическое состояние и тенденции его развития в СРВ, возможно, приведут в ближайшие годы к обострению проблемы с гражданами этой страны на территории России. К 2025 г. численность населения СРВ приблизится к численности населения России, а к 2050 превысит её на 10-18 млн. чел.3 Доля населения моложе 15 лет в СРВ превышает население этого возраста в России в 2 раза и составляет более 33 %, тогда как доля населения старше трудоспособного возраста больше в России в 3 раза, при более высокой продолжительности жизни, как у женщин, так и мужчин Вьетнама. Среднегодовые темпы роста населения СРВ в 1,6 раза выше темпов роста населения Китая и несравнимы с темпами роста населения России. В последние годы, ряд ученых, обсуждают вопрос о проблеме угрозы со стороны Китая для территории России, так как население приграничных провинций Китая увеличивают значительными темпами. Тем не менее, плотность населения СРВ уже превышает плотность населения Китая почти в 2 раза, а плотность населения России в 29 раз. В структуре иностранных трудовых мигрантов на территории России граждане Китая составляют 12%, а граждане СРВ - 7,1 %, но при этом следует учитывать, что население Китая в 17 раз больше населения СРВ и Китай имеет, в отличие от СРВ, протяженную государственную границу с Россией.
  Улучшение демографических показателей связано с существенными успехами в преодолении экономического застоя, подъемом жизненного уровня населения. Только за последнее десятилетие ВВП увеличивался в среднем на 8% в год, за 1990-2000 гг. ВВП в расчете на душу населения возрос в два раза. Инфляция, достигавшая до 1986г. более 700% к 2004 г. снизилась до уровня менее 5 % в год. Страна достигла самообеспеченности продовольствием и, более того стала одним из крупнейших экспортеров риса в мире (после Таиланда). Учитывая, что СРВ по численности населения занимает 11 место в мире, Россия - 9, необходимо уже сегодня разрабатывать и проводить разумную миграционную политику по отношению к СРВ, тем более, не имея общих границ, у России нет оснований опасаться за целостность своей территории.
  Посты иммиграционного контроля, в последние годы, отмечают увеличение числа въезда граждан СРВ на территорию России, так через Брянский пост в 2004 г. въехало в 2,5 раз больше, чем в 2003 г., кроме того, задержан 101 гражданин за незаконное пересечение границы. Необходимо признать, что Россия является притягательной страной для граждан СРВ и они проявляется избирательный характер направленности потоков трудовой миграции. Значительная часть мигрантов из СРВ сосредоточена в торгово-коммерческой деятельности на территории Приморского, Хабаровского краев, Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, Архангельской и Новгородской областей.
  Проблема регулирования миграционных процессов требует принятия мер по своевременному предотвращению возможных негативных последствий, что позволит с наименьшими финансовыми затратами решить проблему с трудовыми ресурсами на территории России и сохранить нормальные отношения между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам.
  Управление миграционными процессами между Россией и СРВ может выглядеть следующим образом:
  - Анализ и прогноз ситуации;
  - Разработка общей идеи, целей и задач этого управления;
  - Расчёт экономических возможностей для достижения этих целей;
  - Поиск оптимального решения и разработка мер, необходимых для достижения этих целей;
  - Законодательное оформление реализации необходимых мер;
  - Финансовое и институциональное обеспечение их проведения.
  Заслуживает отдельного изучения проблема внешней трудовой миграции граждан Вьетнама: использование иностранной рабочей силы, трудоустройство граждан одной страны на работу в другой стране. Этническая проблема и миграция: изменение этнической структуры мигрантов и постоянного населения под влиянием миграционных процессов, особенности миграционного поведения различных этнических групп в процессе переселения и интеграции. Проблема адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства, включая социокультурную и психологическую адаптацию, особенности расселения различных категорий мигрантов - все эти вопросы заслуживают того, чтобы им было уделено более пристальное внимание.

Литература

  1. Ионцев В. А. (2003) Международная миграция населения //В кн.: Управление миграционными процессами. М.: ГУУ.
  2 .Ионцев В., Каменский А. (2004) Международная миграция населения в России: уроки Каира. // В сб.: Международная миграция: Каир + 10. Серия: ''Международная миграция населения: Россия и современный мир''. Выпуск 12. М.:МАКС-Пресс.
  3. ООН (1994) Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 5-13 сентября 1994 года. Нью-Йорк, ООН.
  4. Рыбаковский Л.Л. (2001) Миграция населения. Вып.5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу ''Миграция в России''. М.
  5. Рыбаковский Л.Л. (2003) Миграция населения (вопросы теории). М.: Институт социально-политических исследований.
  6. Рязанцев С.В. Вынужденная миграция в Европе: современные тенденции и проблемы управления // В сб. Вынужденная миграция. Серия ''Международная миграция населения: Россия и современный мир''. Выпуск 6.М.: МАКС-Пресс.
  7. Народонаселение мира в 2004 году. Десять лет Каирскому консенсусу: народонаселение, репродуктивное здоровье и глобальные усилия по искоренению нищеты. ЮНФПА, 2004.


 
© www.txtb.ru