Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Студенчество и проблема наркомании: анализ ситуации и возможные пути решения (по результатам социологического исследования)

Столярова Э.О.
(Кафедра философии и социально-политических теорий Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, Казахстан)

  Человечество давно открыло для себя природные наркотические средства, то есть способные изменять сознание вещества, имеющие естественное происхождение. Развитие научного знания позволило наркотики синтезировать - это стало ответом на четкий социальный заказ: в первую очередь в препаратах наркотического ряда нуждалась медицина. Однако мало кто мог предположить, что, призванные помочь в лечении многих заболеваний, наркотики сами приведут к возникновению новой социальной болезни - наркомании. Таким образом, созданные лекарства, которые на рубеже 19-20 вв. казались чуть ли не панацеей, породили новые проблемы. С переходом на стадию индустриального развития наркотики становятся чрезвычайно выгодным товаром: их производство не требует чрезмерных затрат, а потребление постоянно растет как в сфере легальных медицинских услуг, так и на «черном» рынке.
  Мировой опыт исследования проблемы наркомании свидетельствует - основной контингент потребителей наркотиков на нелегальном рынке составляет молодежь. К этому приводит целый ряд причин, которые можно разделить на две группы: психологические и социальные. К психологическим причинам можно отнести возрастные особенности формирования нервной системы, эмоциональную неустойчивость, когда любая личная проблема вырастает до глобальных размеров. Однако, на наш взгляд, наиболее важными являются социальные причины - неопределенность социального статуса и, как следствие, неуверенность в завтрашнем дне; отсутствие жизненного опыта и низкая социальная адаптивность; недостаточная информированность о причинах и последствиях наркотической зависимости; доступность наркотических препаратов в молодежной среде. Общая экономическая нестабильность делает молодежь социально незащищенной группой населения, что в совокупности с вышеперечисленными факторами повышает вероятность обращения к наркотикам, как средству разрешения проблем.
  С последствиями наркомании как социальной болезни призваны бороться многие институты (правоохранительные, экономические, собственно система здравоохранения), но любую болезнь легче предупредить, чем лечить. В этом случае главная ответственность ложится на образование, в системе которого формируются основные ценности и нормы личности. Однако, только целенаправленная государственная политика в сфере образования способна обеспечить условия, необходимые для реализации следующих образовательных функций.
  Система образования (в том числе и высшего) может и должна решать следующие задачи. Во-первых, создать систему непрерывного информирования по проблемам наркомании среди учащихся. Во-вторых, способствовать формированию ясно осмысленной, четко обоснованной личной позиции по отношению к применению наркотических препаратов.
  В целях выявления 1) уровня грамотности по вопросам наркомании; 2) степени осознания данной проблемы; 3) сформированности личной позиции среди студентов ВКГТУ был проведен анкетный опрос.
  Студентам очной формы обучения было предложено ответить на ряд вопросов различной формы: простые (предполагающие выбор ответа из заданных вариантов), сложные (ранжирование предложенных вариантов), смешанные (предусмотрена возможность своего варианта). Кроме выявления субъективного отношения респондентов ставилась задача собрать объективные данные: пол, возраст, социальный статус родителей.
  В опросе приняло участие 498 студентов, гендерная представленность выборки отражает реальное соотношение девушек и юношей в ВКГТУ: опрошено 249 девушек и 249 юношей. По возрасту основной контингент опрошенных составила группа 18-19 лет (57,6%), более трети (33,5%) представлены группой 20-21 года, к возрастной категории 22-23 лет себя отнесли 8,3% и 0,6% (2 человека) обозначили свой возраст как 24-25 лет. Подобное распределение возрастов объясняется тем, что анкетирование проводилось на 1-3 курсах.
  Абсолютное большинство опрошенных (67,9%) проживают с родителями или другими родственниками. Свою семью имеют 14,6%; 9,9% снимают жилье с другими студентами. Только 4,7% проживают в общежитии.
  Постоянную работу имеют 90,7% родителей наших респондентов, 84,2% имеют постоянный доход. Примечательно, что 7,9% опрошенных на вопрос о постоянном доходе родителей затруднились дать определенный ответ.
  Основным источником информации по проблемам наркомании студенты ВКГТУ называют средства массовой информации (64,4%), в тоже время специальную литературу указывают только 7,2%. При таких результатах трудно рассчитывать на высокий уровень грамотности и информированности в такой сложной области. Таким образом, уже анализ ответов на первый вопрос выявил одно из важнейших направлений работы по снижению риска распространения наркотиков в студенческой среде - профессиональная просветительская деятельность.
  Очень информативным, с точки зрения понимания заявленной проблемы, стал анализ следующего вопроса: «В чем, на Ваш взгляд, главная опасность употребления наркотиков?». Ответы распределились следующим образом:

Таблица

   Такое распределение вариантов очень показательно. На первые места по степени опасности респонденты ставят те негативные последствия употребления наркотиков, которые характерны именно для молодежи. На последних местах оказываются варианты, с точки зрения молодого человека, для него достаточно отдаленные. Это - понижение социального статуса (7 место). Но, в силу объективных обстоятельств, большинство студентов еще не обладает устойчивым социальным положением, созданным их личными усилиями, поэтому его утрата не представляется им серьезной угрозой.
  Каково же в целом отношение респондентов к фактам употребления наркотиков в студенческой среде, видят ли они в этом серьезную проблему?
  22,8% опрошенных пребывают в заблуждении, что наркомания может существовать локализовано. 12,8% заявляют о своем равнодушии к этому вопросу («мне все равно»). 25,9% считают - «если им хочется, пусть употребляют», понятно, что такая позиция чаще всего будет характерна для людей, лично не столкнувшихся с проблемой наркомании и не представляющих опасности употребления наркотических веществ. Самую значительную группу (32,3%) составляют те, кто являются противниками употребления наркотиков даже в медицине. Это свидетельствует о полном непонимании того факта, что отказ от наркотических препаратов означает возвращение медицины как минимум в XVIII век. Таким образом, можно сказать, что наши студенты имеют неясное представление по вопросам использования наркотиков в медицине.
  Большинство студентов (71,3 %) считают, что все больше студентов приобщаются к употреблению наркотиков. И только 5,3% заявили, что проблемы студенческой наркомании не существует. 13% из числа ответивших затрудняются отвечать на вопрос, их позиция остается неопределенной.
  «Считаете ли Вы, что человек, употребляющий наркотики, представляет угрозу для окружающих?» - этот вопрос задумывался, как дополняющий картину отношения студентов к проблеме наркомании. Большинство студентов - 81,5% считают, что человек употребляющий наркотики представляет угрозу для окружающих. Почти поровну распределились ответы между затрудняющимися ответить (9,6%) и, считающими, что такой опасности не существует (8,9%).
  Способны ли студенты самостоятельно противостоять соблазну употребления наркотиков? Был задан вопрос: «Если Ваш друг предложит попробовать наркотик, каковы будут Ваши действия?». Половина респондентов (50,4%) заявили, что откажутся в любом случае. Однако, особый интерес представляет распределение других ответов. Активную позицию заняли 39,4% респондентов, выбрав вариант «Попытаюсь его убедить отказаться от наркотиков». Определенно согласятся (или с оговоркой, смотря какой наркотик) - 9,2%. Растерянность и неопределенность собственной позиции демонстрируют 3,2%, затруднившихся ответить на данный вопрос.
  Итак, собирательный социальный портрет опрошенных выглядит следующим образом: наш респондент это девушка или молодой человек в возрасте от 18 до 21 года, живущий с родителями, которые имеют постоянную работу и постоянный доход. Он достаточно наслышан из средств массовой информации о проблеме наркомании, чтобы ее боятся, но этот страх носит иррациональный характер. Ему мало что известно о причинах возникновения, динамике развития и последствиях (как социальных, так и биологических) наркомании. Понятие «наркотик» им воспринимается только в контексте нелегального использования. Собственная позиция по отношению к употреблению подобных препаратов четко не определена. Отсутствует главное: понимание того, что наркотик- это всегда наиболее легкий путь не решения проблем, а ухода от них.
  Проблема наркомании носит комплексный характер. В ней можно выделить причины и условия возникновения, динамику развития зависимости, последствия - физиологические, психологические, социальные. Такую проблему можно и нужно решать на всех уровнях, но главное направление усилий - профилактика.
  В этом случае возникает вопрос - как подготовить личность, чем ее вооружить для защиты от соблазна попробовать наркотик? Сегодня мы не можем утверждать, что главной причиной возникновения зависимости является незнание последствий. Почему же, молодые люди решаются попробовать наркотик?
  Во время проведения анкетирования «Проблема наркомании глазами студентов ВКГТУ» предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы считаете, каковы основные причины употребления наркотиков студентами?». Наиболее часто встречающиеся ответы:
  1) «для получения удовольствия» (24,1%);
  2) «за компанию» (14,4%);
  3) «желание уйти от трудностей» (13,7%).
  Анализируя эти данные, мы получаем следующие личностные характеристики. Во-первых, это человек, стремящийся получить удовольствие, не прикладывая сколько-нибудь значимые собственные усилия. То есть, удовольствие - не как результат творческой конструктивной деятельности, не заслуженный успех, не форма социального поощрения за социально одобряемые усилия, а как создание иллюзии собственной значимости.
  Во-вторых, давно известно, что общение является основой человеческой деятельности, одной из высших ценностей человеческого общества, одной из наиболее значимых форм социального поощрения. Тесные социальные связи возникают в процессе деятельности, имеющей ярко выраженную эмоциональную окраску и основанной на осознанном поиске общих интересов, целей, идеалов. Таким образом, полноценное общение - это сложный синтез рационального и эмоционального.
  Однако, в случае с объединением, возникающим в результате совместного употребления наркотических веществ, мы имеем дело с иллюзией общения: каждый участник оказывается поглощен общим эмоциональным фоном без индивидуального рационального осознания происходящего (эффект поглощения, дающий иллюзию объединения). Базовая потребность в общении, требующем серьезных личных усилий, удовлетворяется за счет искусственных стимуляторов. Человек, пытающийся решить проблему одиночества путем употребления наркотиков в компании, не только продолжает оставаться одиноким, но и усугубляет ситуацию.
  В третьих, опыт преодоления трудностей - важнейший источник личностного роста, в результате этого процесса человек познает собственные силы, выясняет в чем и на сколько он может на себя рассчитывать. Реализуя желание уйти от трудностей при помощи наркотиков, он лишает себя опыта самопознания, становясь беззащитным и зависимым от окружающих. Чем дольше поддерживается иллюзия, что проблем не существует, тем более серьезными и трудноразрешимыми они становятся. Жизнь требует усилий, жизнь в обществе невозможна без усилий социальных. Отказываясь эти усилия прикладывать, пытаясь заменить активность личностную, социальную ее иллюзией, человек лишает себя полноценной жизни в обществе.
  Таким образом, говоря о профилактике возникновения наркотической зависимости, мы должны обратить особое внимание на формирование активной деятельной личностной позиции студента. Известно, что личностная позиция представляет из себя сложную динамическую систему:
  Ценности - цели личности;
  Нормы - способы достижения этих целей;
  Навыки - уровень владения способами достижения целей.
  Личность, способная противостоять предложениям попробовать наркотик, должна обладать определенным типом личностной позицией. На каких ценностях такая позиция основывается, в каких нормах выражается и в каких навыках реализуется:
  Ценности - собственное достоинство и самоуважение;
  свобода выбора;
  ответственность за последствия выбора.
  Нормы - «поступать так, как хотел бы, чтобы поступали все остальные»
  Навыки - коммуникативные, учебные, профессиональные и т.д.
  Следовательно, профилактическая работа по предупреждению возникновения наркозависимости должна быть ориентирована на все три уровня. Тогда отказ от приема наркотиков станет не следствием страха наказания (практика показывает, такая негативная мотивация еще не остановила ни одного наркомана), а результатом ответственного выбора зрелой личности. Профилактику наркомании в вузе, да и в любом образовательном учреждении, нельзя рассматривать в отрыве от всей образовательно-воспитательной работы, направленной на создание условий формирования зрелой и ответственной личностной позиции. Эти условия складываются из накопления опыта отношений, построенных на взаимном уважении, признании за каждой личностью права выбора и примеров ответственного и достойного поведения.
  Одной из приоритетных задач высшего профессионального образования должно стать формирование личности, способной определить собственное мнение и отстаивать собственную позицию. Такая личность осознает не только свое право выбора, но и всю меру ответственности за его последствия. Только в этом случае наши студенты смогут самостоятельно противостоять искушению найти в наркотиках решение своих проблем.

 
© www.txtb.ru