Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия

  Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  Судебный конституционный контроль - важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему.
  Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.
  В соответствии со ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" законодатель закрепляет полномочия конституционного суда российской федерации.
  В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
  1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2) разрешает споры о компетенции:
  а) между федеральными органами государственной власти;
  б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
  5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
  Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
  Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
  Конституция Российской Федерации закрепила четко ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов конституции российской федерации. это: президент российской федерации, совет федерации, государственная дума, одна пятая членов совета федерации или депутатов государственной думы, правительство российской федерации, верховный суд российской федерации, высший арбитражный суд российской федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов российской федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, то по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии, общественные организации и каждый депутат.
  Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
  а) между федеральными органами государственной власти;
  б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
  На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:
  1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституциям республик и уставам субъектов Российской Федерации.
  2. Дает толкование Конституции Российской Федерации.
  3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  4. Принимает послания Конституционного Суда.
  5. Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные в его ведение и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.
  В заседаниях палат конституционный суд:
  1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  а) федеральным законам, нормативным актам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  б) законам и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
  в) договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  г) не вступившим в законную силу международным договорам Российской Федерации.
  2. Разрешает споры о компетенции:
  а) между федеральными органами государственной власти;
  б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
  в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
  3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

 
© www.txtb.ru