Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Антимонопольное регулирование рыночных отношений со стороны государства

  Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
  Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может быть индивидуальной и коллективной. Коллективная монополистическая деятельность может носить договорный характер и выражаться, в частности, в создании картелей, синдикатов и иных монополистических объединений.
  Закон о конкуренции предусматривает два вида монополистической деятельности: а) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и б) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
  Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
  Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выражаться в следующих формах:
  — изъятие товаров из обращения, целью или результатом которой является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  — навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него - или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
  — создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
  — создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  — нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  — установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
  — сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  — необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
  Законом о конкуренции запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее - соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести:
  — к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  — повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
  — разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  — ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  — отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
  Также запрещается: заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции (последнее положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%.
  Запрещается также координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
  Федеральным законом от 9 октября 2002 г. в Закон о конкуренции был внесен ряд существенных изменений. В частности, до внесения указанных изменений к монополистической деятельности относились также некоторые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. После внесения изменений перечень данных действий содержится в специальном разделе Закона о конкуренции, которые квалифицируются как ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций. К числу таких действий, например, относятся:
  — введение ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  — необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
  — установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен)товаров;
  — дача хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
  — необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  — необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
  Законом о конкуренции также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
  Недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
  На основе законодательного определения недобросовестной конкуренции можно выделить следующие ее признаки:
  а) недобросовестная конкуренция - это всегда активные действия хозяйствующих субъектов;
  б) недобросовестной конкуренцией признаются действия, противоречащие не только положениям законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  в) субъектами недобросовестной конкуренции являются только хозяйственные субъекты, действия органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть признаны недобросовестной конкуренцией;
  г) недобросовестной конкуренцией могут быть причинены как реальные убытки конкурентам или ущерб их деловой репутации, таки создана угроза такого причинения.
  Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах. Статья 10 Закона о конкуренции содержит перечень наиболее характерных действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция.
  К ним относятся:
  — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  — продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  — получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
  Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и МАП России в каждом конкретном случае квалифицирует действия хозяйствующего субъекта исходя из общего определения недобросовестной конкуренции.
  Органом, полномочным осуществлять антимонопольное регулирование, является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое осуществляет правое регулирование на основании действующего законодательства.
  За нарушение антимонопольного законодательства нарушители могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
  Гражданско-правовая ответственность выражается во взыскании убытков, причиненных противоречащими антимонопольному законодательству действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  Административная ответственность наступает за совершение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, и выражается в форме штрафа.
  Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции установлена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. К уголовной ответственности привлекаются лица, признанные виновными в установлении монопольно низких или монопольно высоких цен, а также в ограничении конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Уголовная ответственность выражается, как правило, в виде штрафа, а при совершении данного преступления с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения - в виде лишения свободы с конфискацией имущества либо без таковой.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит объективная необходимость государственного регулирования экономики?
  2. Каково соотношение государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?
  3. Дайте краткую характеристику субъектов отношений по государственному регулированию экономики.
  4. Охарактеризуйте объекты государственного регулирования экономики.
  5. Какова роль государственного сектора в условиях рыночной экономики
  6. Перечислите прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.
  7. Как соотносятся понятия “прогнозирование” и “планирование”.
  8. Что понимается под государственным контролем и надзором в сфере предпринимательской деятельности?
  9. Назовите цели и средства валютного контроля.
  10. Что такое монополистическая деятельность?
  11. Раскройте понятие, виды и признаки недобросовестной конкуренции.
  12. Какое положение хозяйствующего субъекта на рынке признается доминирующим?
  13. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение антимонопольного законодательства?

Литература:

  Основная: 1, 7, 9, 15, 18, 20.
  Дополнительная: 1, 10, 19, 21, 25, 29, 33, 41.


 
© www.txtb.ru