Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности

  Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется как экономическими (тарифными), так и административными методами.
  В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможеннотарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
  Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
  Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем установления импортных и экспортных таможенных пошлин. Пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.
  Совокупность таможенных пошлин образует таможенный тариф. Согласно Закону РФ “О таможенном тарифе” в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
  — адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  — специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  — комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
  Ставки таможенных пошлин установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 “О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”).
  К числу способов административного регулирования внешнеэкономической деятельности относится количественное ограничение экспорта и импорта. По общему правилу экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений, однако в исключительных случаях Правительством РФ могут вводиться количественные ограничения экспорта и импорта. Указанные ограничения могут вводиться в целях:
  1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  2) выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации. Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции”, в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.
  Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
  Другим способом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является лицензирование. Лицензирование применяется как наряду с квотированием, так и независимо от него. Лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. Лицензии могут быть разовыми (действуют в течение одного года и подтверждают право совершения одной сделки с товаром, указанным в лицензии) и генеральными (предоставляют право неоднократного совершения сделок с товаром, указанным в лицензии; в лицензии указываются вид товара, его количество и стоимость).
  Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изгото- вителям.
  Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность введения защитных мер с целью:
  — защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  — обеспечения условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;
  — поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации посредством регулирования импорта товаров;
  — обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров;
  — продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации, на мировой рынок.
  Специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.
  Правительство Российской Федерации может применить специальные защитные меры в отношении определенного товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин, если импорт данного товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх ставки таможенной пошлины. К числу защитных мер также относятся:
  - антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств. Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается ГТК России сверх базовой ставки таможенной пошлины;
  - компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины. Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационных мер и взимается Федеральной таможенной службой России сверх базовой ставки таможенной пошлины.
  Введению защитных мер предшествует расследование, проводимое Министерством экономического развития и торговли на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999г. № 274 “О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых или компенсационных мер”.
  Защитные меры вводятся Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России, если по результатам проведенного расследования установлено, что импорт определенного товара причиняет или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики. Существенный ущерб отрасли российской экономики определяется как подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие. возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.
  Мерами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются экспортный и валютный контроль.
  Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
  Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
  — идентификацию контролируемых товаров и технологий;
  — разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
  — таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
  — валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации;
  — применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий.
  Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
  Валютные операции - это:
  а) операции, связанные с переходом права собственности и иных Прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных Документов в иностранной валюте;
  б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
  в) осуществление международных денежных переводов.
  г) расчеты между резидентами и нерезидентами’ в валюте Российской Федерации.
  Валютные операции делятся на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Первые осуществляются резидентами Российской Федерации без ограничений, а вторые - в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.
  Основными направлениями валютного контроля являются:
  а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
  Валютный контроль осуществляется как органами валютного контроля (Центральным банком и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти), так и агентами валютного контроля, в качестве которых выступают банки, уполномоченные Центральным банком на ведение счетов в иностранной валюте.

 
© www.txtb.ru