Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика

  Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Отношения, возникающие в ходе осуществление аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Среди них можно назвать:
  — постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
  — постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 “О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации”;
  — постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
  Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом “ О сельскохозяйственной кооперации”.
  Согласно ст. 1 Закона об аудите под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). Такие организации и ПБОЮЛ именуются в законе как аудируемые лица.
  Помимо непосредственно аудита лицам, осуществляющим данный вид деятельности, запрещено заниматься другими видами предпринимательства, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг перечень которых определяет Закон об аудите:
  1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2) налоговое консультирование;
  3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7) оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9) проведение маркетинговых исследований;
  10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
  В статье 9 Закона об аудите определены единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:
  — на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  — внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Они не могут противоречить федеральным стандартам.
  Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов):
  — правило (стандарт) № 1 - “Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
  — правило (стандарт) № 2 - “Документирование аудита”;
  — правило (стандарт) № 3 - “ Планирование аудита”;
  — правило (стандарт) № 4 - “Существенность в аудите”;
  — правило (стандарт) № 5 - “Аудиторские доказательства”;
  — правило (стандарт) № 6 - “Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”.
  Таким образом, в соответствии с Законом об аудите, в качестве аудиторов могут выступать: а) штатный сотрудник аудиторской организации; б) лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора; в) предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

 
© www.txtb.ru