Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности

  Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.
  Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:
  1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.
  2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.
  Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:
  а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);
  б) мирные средства разрешения споров;
  в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;
  г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;
  д) неприсоединение и нейтралитет;
  е) меры по укреплению доверия между государствами и др.
  Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится:
  I. Коллективная безопасность - означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.
  Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:
  - не прибегать к силе и угрозе силой;
  - разрешать споры исключительно мирными способами;
  - активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.
  Различают два вида системы коллективной безопасности:
  1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
  Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:
  - меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
  - меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
  - меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
  - меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
  - меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
  - временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
  - принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
  - принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
  2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
  - участие только государств одного политико-географического района;
  - действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;
  - акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
  - СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.
  Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:
  а) мирные средства предотвращения войны;
  б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава ООН - коллективная самооборона);
  в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.
  В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.
  II. Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.
  1) , Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА СБСЕ 1975 г. и др.
  Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН:
  - непосредственные переговоры;
  - добрые услуги и посредничество;
  - смешанные комиссии - следственные и согласительные;
  - международная арбитражная и судебная процедура;
  - разрешение споров в международных организациях.
  Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.
  Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.
  Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.
  III. Разоружение - это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
  Общая международно-правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН:
  - ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования вооружений и выносит рекомендации в этой области СБ ООН и членами организации (ст. 11);
  - СБ ООН несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования разоружения (ст. 26);
  - Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и возможному разоружению (ст. 47).
  Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:
  1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
  2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);
  3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
  МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем.
  В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:
  - запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;
  - ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;
  - сужение возможности качественного совершенствования оружия;
  - сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.
  Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется:
  а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства);
  б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)
  В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием МП.
  Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:
  Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
  Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.); на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
  Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его какими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы.
  Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся:
  - межконтинентальные баллистические ракеты;
  - тяжелые бомбардировщики;
  - атомный подводный флот.
  Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном занимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.; Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений1979 г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).
  К оружию массового уничтожения относятся также химическое и бактериологическое оружие.
  Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом:
  - запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление;
  - запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
  Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать, не производить, не накапливать:
  - микробиологические и другие биологические агенты или токсины, независимо от их происхождения и производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;
  - оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.
  Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем.
  Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели.
  Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г.
  После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового уничтожения также оказался под полным запретом.
  Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США приняли решение о прекращении производства химического оружия, сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер, способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.).
  Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника:
  - не разрабатывать, не производить и не накапливать химического оружия;
  - не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.) начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;
  - процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.

Вопросы:

  1. Назовите предмет регулирования права международной безопасности и правовые институты, существующие в данной отрасли.
  2. Дайте характеристику источников права международной безопасности.
  3. Перечислите международные организации, действующие в сфере обеспечения международной безопасности.
  4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в случае угрозы международному миру и безопасности.
  5. Перечислите подходы международного права и мирового сообщества к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.

Литература:

  № 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 30, 31, 32, 33, 39, 54, 55, 60.

 
© www.txtb.ru