Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



9.7. Подзаконные нормативные акты

  Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить и во исполнение законов. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
  1. Акты Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы). Кроме законов, эти палаты принимают постановления - подзаконные акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия.
  2. Акты президента (нормативные указы). Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.
  3. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения). Могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Постановления - акты, имеющие особо важные значения, распоряжения - акты по оперативным и другим текущим вопросам. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
  4. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, госкомитетов) могут носить разные названия: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т.п. Эти акты принимаются министерствами и ведомствами, могут быть как нормативными, так и ненормативными. Нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственным, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство. Например, инструкции Министерства финансов, Государственного банка, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно - эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам и т.д. В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.
  5. Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего, законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения руководителей субъектов, далее - постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
  6. Нормативные акты органов местного самоуправления. К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков и т.п. Акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся городами-субъектами РФ) (обычно там, где не создаются представительные органы). Акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т.п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т.п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т.п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т.п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.
  Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
  7. Локальные нормативные акты - акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятия, учреяедений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются, прежде всего, уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т.п.).


 
© www.txtb.ru