Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Глава 8. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  Пенсионное обеспечение являетеся основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии со статьей. 8 Федерального закона « Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному социальной страхованию.
  Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
  Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами» предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.
  Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ « О государственных пенсиях в Российской федерации» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий трудовые и социальные.
  К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий
  - по старости;
  - по инвалидности;
  - по случаю потери кормильца;
  - за выслугу лет.
  Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней) (ст. 3 Закона РФ от 20 ноября 1990)-
  Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане Российской Федерации, но и проживающие в российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные одновременно право на различные государственные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.
  Как правило, гражданам, имеющим пенсии (в том числе и на основании других нормативных актов), назначается и выплачивается по выбору. Исключение из этого общего правила предусмотрено законом « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Право на получение одновременно двух пенсий предоставлено:
  а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться одновременно пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;
  б) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться и пенсия по старости (либо пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная), и пенсия по случаю потери кормильца — за погибшего мужа;
  в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
  Им могут устанавливаться пенсия по старости (либо пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца. При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего. Основания и условия пенсионного обеспечения родителей погибших военнослужащих установлены Законом РФ « О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993 г.
  Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. предусматривает, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
  Пенсионное обеспечение некоторых категорий граждан (военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников таможенной службы, государственных служащих, судей, депутатов Государственной Думы и др.) регулируется специальными нормативными актами.
  Так, Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливаются основания и условия пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, а также иные категории граждан, на которых распространено действие данного Закона.
  Законом предусматриваются три вида пенсий:
  - за выслугу лет;
  - по инвалидности;
  - по случаю потери кормильца.
  Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения военнослужащего со службы. Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы, т.е. независимо от продолжительности выслуги.
  Лицам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Жены лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г., погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.
  Выплата пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливается право государственных служащих на пенсию за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 19 Закона). Условия, порядок назначения и выплаты пенсии должны быть определены федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят и пенсионное обеспечение государственных служащих, т.е. назначение и выплата пенсии за выслугу лет, осуществляется на основании Указа Президента РФ « О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854. Указ предусматривает ежемесячные доплаты к государственным пенсиям для лиц, замещавших государственные должности. Поскольку Указом предусмотрена доплата к пенсии, следовательно, государственные служащие должны иметь право на назначение какой- либо государственной пенсии (либо по Закону от 20 ноября 1990 г., либо право на досрочную пенсию по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.). Условия назначения и размер ежемесячной доплаты зависят от государственной должности и продолжительности стажа работы на государственных должностях.
  Государственные служащие, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности РФ от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% их месячного денежного вознаграждения.
  Государственные служащие, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, имеют право на ежемесячную доплату при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:
  - ликвидация федеральных органов государственной власти, а также сокращение штата федеральных государственных служащих;
  - увольнение с должностей в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
  - достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы;
  - обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
  - увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
  Ежемесячная доплата в этих случаях устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45% месячного денежного содержания. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) федерального государственного служащего за каждый полный год стажа государственной службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания.
  Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, определяется постановлением Правительства РФ от 31 января 1996 г. № 83 « О реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 " О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих"».
  Размер ежемесячной доплаты исчисляется по выбору обратившихся лиц исходя из их месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости.
  Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата, не должен превышать 1,8 должностного оклада.
  Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера государственной пенсии по старости.
  Ежемесячная доплата к государственной пенсии не устанавливается лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной службы, которым в соответствии с законодательством РФ назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
  Выплата ежемесячной доплаты приостанавливается при замещении лицом государственной должности.
  Материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей регулируется специальным законодательством. Законом РФ « О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 закрепляется право судей, пребывающих в отставке, на ежемесячное пожизненное содержание.
  Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:
  - судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;
  - судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, имеющие стаж работы менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин — 50 лет);
  - бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже судейской работы не менее 20 лет;
  - бывшие судьи, находящиеся на пенсии, при стаже судебной работы не менее 10 лет.
  Согласно ст. 15 Закона от 26 июня 1992 г. пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору либо пенсия на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание. Ежемесячное пожизненное содержание назначается судьям в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Право на ежемесячное пожизненное содержание имеют судьи, ранее вышедшие на пенсию с этой должности, независимо от времени выхода на пенсию.
  Судьям, имеющим стаж работы в этой должности более 20 лет, размер ежемесячного пожизненного содержания увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — 1 % указанного содержания, но не более 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.
  В стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.
  Судьям, имеющим стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшим возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
  Судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.
  Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.
  Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, — 10% должностного оклада. Судьи, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке, а также работники судов, имеющие классные чины. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат не может превышать 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.
  Судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.
  Законом РФ от 26 июня 1992 г. не предусмотрено пенсий по случаю потери кормильца. Однако ст. 20 этого Закона РФ предусматривается, что в случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.
  Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.
  Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии, определяется Инструкцией, утвержденной 17—23 ноября 1993 г.
  В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1- ФКЗ судьям Конституционного Суда, пребывающим в отставке, ежемесячное пожизненное содержание назначается независимо от возраста при наличии стажа работы в должности судьи не менее 15 лет. Ежемесячное пожизненное содержание назначается в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ и не подлежит обложению налогом. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
  Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда РФ ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.
  Регламентом Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. установлено, что за два месяца до истечения срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности Конституционный Суд извещает Президента Российской Федерации и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. По истечении срока полномочий судьи или достижении им соответственно 65 или 70 лет Конституционный Суд принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты, назначает ему ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Судья продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового судьи.
  Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.
  Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6- ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» предусмотрено, что судьям, продолжающим работать, но имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания, выплачивается надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. Однако в случае, если судью, находящегося в отставке, привлекают к исполнению обязанностей судьи, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается ему в полном размере.

 
© www.txtb.ru