|
1.4. Ювенальная политика
Ювенальная политика является составной частью государственной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государством гарантируется поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ). Политика (от греч. politike - искусство управления государством) применительно к термину «ювенальный» (от лат. guvenis, gunior - младший, молодой, юный) означает государственное управление в социальной сфере, связанной с обеспечением интересов общества по защите прав детей. Основными и наиболее эффективными средствами ювенальной политики являются правовые средства. Правовое обеспечение ювенальной политики основывается на: - общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся при заключении соответствующих международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации; - Конституции РФ; - федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ; - законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка. Наиболее значимыми международными правовыми актами для ювенальной политики являются: - Женевская декларации прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г.; - Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи; - Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г. и провозгласившая десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей; - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., которая значительно расширила и детализировала основные права ребенка, определив направления и содержание ювенальной политики государств-участников, присоединившихся к Конвенции; - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.; - Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. и др. Из российского законодательства, определяющего государственную ювенальную политику, следует особо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», который установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики: 1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;
3) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей, что вполне соответствует понятию «ювенальная политика», а именно: - защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ; - недопущение их дискриминации; - упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; - формирование правовых основ гарантий прав ребенка; - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности; - реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ. Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем: 1) установление основ федеральной политики в интересах детей; 2) выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; 3) формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций. 4) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка; 5) исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка. К содержанию и полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: - реализация государственной политики в интересах детей; - решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установил основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также определил перечень субъектов, входящих в систему данной деятельности: - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - органы управления социальной защитой населения; - органы управления образованием; - органы опеки и попечительства; - органы по делам молодежи; - органы управления здравоохранением; - органы службы занятости; - органы внутренних дел. Эти субъекты не следует путать с субъектами ювенальной государственной политики, так как они относятся к определенной сфере реализации ювенальной политики, а именно, сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ювенальная политика тесно связана с молодежной политикой, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, то есть лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»). Ювенальная политика в сравнении с молодежной политикой охватывает более широкий временной период: до рождения и от рождения до восемнадцатилетнего возраста, включая в себя более широкие общественные отношения по правовой защите самого ребенка, семьи, организации процесса благополучного развития детей, по предупреждению совершения ими правонарушений и т.д. В молодежной политике основной акцент сделан на приобщение молодежи к социальной, экономической, политической и культурной жизни общества, их включение в общественно полезную деятельность. Ювенальная политика имеет свой смысл и целеполагающий компонент только тогда, когда она органично входит в социальную государственную политику. Реализация права на рождение новых поколений и их благополучное социальное развитие целесообразно лишь при условии наличия заинтересованности общества и государства в личности взрослого человека и обеспечения его достойной старости. Для этого должны быть решены вопросы развития экономики (промышленности и сельского хозяйства), трудоустройства и достойной оплаты труда, медицинского обслуживания и социального обеспечения и многое другое.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Обосновать необходимость создания научной и юридической отрасли «ювенальное право». 2. Объект и предмет науки ювенального права, ее цель, задачи и методология. 3. Ювенальное право как комплексная отрасль российского права, предмет, задачи, система и институты. 4. Методы правового регулирования ювенального права. 5. Содержание учебной дисциплины ювенального права, методология преподавания и значение для будущих учителей права. 6. Ювенальная политика и ее содержание
|
|