Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.1. Конституционно-правовой статус ребенка

  Конституционно-правовой статус ребенка - это комплекс прав, свобод, обязанностей и ответственности ребенка, установленных Конституцией и конституционными законами Российской Федерации.
  Федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ более детально регламентируют конституционные нормы, определяющие конституционно-правовой статус ребенка.
  Федеральное законодательство может расширять и вводить некоторые ограничения в конституционно-правовой статус ребенка, определяя порядок и условия действия конституционных норм. В свою очередь, законы субъектов РФ могут лишь расширять права ребенка по сравнению с федеральным законодательством и Конституцией РФ.
  В Конституции РФ всего несколько статей, в которых содержатся понятия «дети» и «детство».
  Это ч. 2 ст. 7, где сказано, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
  В ст. 38 говорится, что материнство, семья и детство находятся под защитой государства (ч. 1), забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2), трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3).
  Часть 1 ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  В ст. 43 закреплено право каждого на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Также в ст. 43 устанавливается право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность получения основного общего образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
  В п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции содержится положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
  Остальные нормы Конституции РФ в полной мере распространяют свое действие и на ребенка. При этом в данных нормах термин «ребенок» не упоминается, а используются термины «гражданин», «каждый», «никто», «человек», «потерпевший», «малоимущий», «обвиняемый» и др.
  В ст. 15 разъясняется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
  Само по себе понятие «противоречие» является довольно неопределенным. Следует ли понимать под ним более детальное регламентирование конституционных норм, что на практике всегда будет приводить к ограничению их действия?
  Например, в ст. 16 Федерального закона РФ «Об образовании» сказано, что дети-инвалиды, инвалиды I и II групп принимаются в государственные образовательные учреждения для получения среднего, высшего и послевузовского образования вне конкурса, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы обучение не должно быть им противопоказано. В ст. 43 Конституции РФ таких ограничений для инвалидов не содержится.
  В ст. 5 этого же закона государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования при условии, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Конституции РФ подобных ограничений также не содержится.
  Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая, что четких юридических формулировок понятий, указанных в данной статье нет, то на практике всегда могут возникать юридические коллизии между нормами Конституции РФ и федеральным законодательством.
  Противоречия можно найти и в тексте самой Конституции РФ: так в ст. 60 говорится, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, а в ст. 119 сказано, что судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет; в ч. 2 ст. 81 указано, что Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Подобные ограничения по возрасту существуют и в других нормативных актах, например, в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
  Следовательно, вопреки ст. 60 Конституции РФ, полный объем прав не наступает с 18 лет.
  Эти примеры наглядно характеризуют всю сложность формулирования юридических норм и недопущения противоречий между ними в различных законодательных актах.
  Конституционные права и свободы человека традиционно принято подразделять по объекту правового регулирования на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. По такому же принципу можно рассматривать и конституционные права ребенка.

 
© www.txtb.ru