Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

  Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. и предназначены для применения к несовершеннолетним правонарушителям без каких бы то ни было различий в отношении, например, расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
  До принятия Пекинских правил отправление правосудия в отношении несовершеннолетних не рассматривалось обособленно в международных правовых актах, за исключением отдельных статей, посвященных ребенку и матери.
  Так, в ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого ООН 16 декабря 1966 г., сказано, что смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин; в ст. 10 предусмотрено, что обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения, а в пенитенциарных учреждениях несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу. В отношении несовершеннолетних судебный процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и содействие их перевоспитанию (п. 4 ст. 14 Международного пакта).
  В Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г., вступившей в силу 3 сентября 1953 г., а для России - 5 мая 1998 г., несовершеннолетним посвящен пункт «д» ст. 5, согласно которому задержание несовершеннолетнего лица (производится) на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание производится с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом.
  В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.) содержатся принципы в области обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями. Эти принципы полностью распространяются и на несовершеннолетних заключенных. Часть статей Минимальных стандартных правил непосредственно касается несовершеннолетних. В п. 2 ст. 5 сказано, что к категории малолетних следует относить, по крайней мере, всех тех молодых заключенных, которые подлежат компетенции судов для малолетних преступников. Как правило, таких молодых людей не следует приговаривать к тюремному заключению. В пункте «е» ст. 8 предусмотрено, что малолетних правонарушителей следует содержать отдельно от взрослых. Ч. 2 ст. 21 говорит о том, что малолетним и другим заключенным подходящего возраста, находящимся в соответствующем физическом состоянии, следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр, для этого нужно располагать необходимыми площадками, установками и оборудованием.
  Пекинские правила в качестве своих основных целей определили стремление государств-участников, в соответствии со своими общими интересами:
  1) способствовать благополучию несовершеннолетних и их семей;
  2) создавать условия, позволяющие обеспечить содержательную жизнь подростков в обществе в тот период, когда они наиболее склонны к неправильному поведению;
  3) благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений.
  Благополучию подростка должны содействовать все возможные ресурсы:
  - семья;
  - добровольцы;
  - другие группы общества;
  - школы и общественные институты с целью сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом;
  - правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
  Пекинские правила содержат следующие определения:
  1. Несовершеннолетний - ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применяемой к взрослому;
  2. Правонарушение - любой поступок (действие или бездействие), наказуемый по закону в рамках существующей правовой системы;
  3. Несовершеннолетний правонарушитель - ребенок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его.
  По поводу последней формулировки следует заметить, что в ней содержится юридическая коллизия, так как нарушен принцип презумпции невиновности - лицо, подозреваемое в правонарушении, не может считаться правонарушителем.
  Минимальные стандартные правила не устанавливают возрастные пределы понятия «несовершеннолетний правонарушитель», учитывая разнообразие национальных правовых систем (от 7 до 18 лет или старше), но призывают к установлению разумного низшего возрастного предела, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
  Целями правосудия в отношении несовершеннолетних в Пекинских правилах признано обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
  В Правилах подчеркивается, что цель обеспечения благополучия несовершеннолетних наиболее присуща правовым системам, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти. Правовые системы, придерживающиеся уголовного преследования, должны избегать чисто карательных санкций и в случае невозможности прекращения дела судебное разбирательство осуществлять в атмосфере понимания и в соответствии с интересами несовершеннолетнего.
  Правовая система Российской Федерации в настоящее время придерживается уголовного преследования несовершеннолетних, а ювенальная юстиция находится только на стадии апробации в отдельных субъектах РФ.
  Содержание ст. 7 Пекинских правил гарантирует несовершеннолетнему в судебном процессе основные права - презумпцию невиновности, право знать, в чем его обвиняют, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна и другие права.
  В ходе судебного процесса должна обеспечиваться конфиденциальность. При задержании несовершеннолетнего немедленно уведомляются родители или опекун, а содержание под стражей до суда должно применяться лишь в качестве крайней меры, в течение кратчайшего периода и сопровождаться уходом, защитой и необходимой индивидуальной помощью: социальной, психологической, медицинской, физической, помощью в области образования и профессиональной подготовки.
  Особо следует остановиться на руководящих принципах вынесения судебного решения и выборе мер воздействия (ст. 17 Пекинских правил):
  - меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
  - решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;
  - несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
  - при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором;
  - ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится;
  - несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям.
  Во избежание заключения несовершеннолетнего в исправительные учреждения рекомендуется при разрешении дела применять широкий комплекс мер воздействия:
  - постановление об опеке, руководстве и надзоре;
  - пробация;
  - постановление о работе на благо общины;
  - финансовые наказания, компенсация и реституция;
  - постановление о принятии промежуточных и других мер;
  - постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
  - постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;
  - другие соответствующие постановления.
  Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки для оказания им помощи по выполнению социально полезной и плодотворной роли в обществе.
  В Минимальных стандартных правилах отмечается, что использование исследований как основы для рациональной политики в области правосудия в отношении несовершеннолетних широко признается в качестве важного механизма для поддержания соответствия практики уровню научных достижений и постоянного развития и совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
  Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, являются основополагающим международным документом, регламентирующим цели и задачи правосудия в отношении несовершеннолетних, порядок их осуществления, принципы вынесения судебного решения и выбора мер воздействия, цели и порядок обращения с несовершеннолетними в исправительных учреждениях, а также определяющим актуальность научных исследований в области ювенальных правоотношений как основы рациональной ювенальной государственной политики.

 
© www.txtb.ru