Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Социальный контроль девиантного поведения

  Как же быть в отношении тех девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими заболеваниями, страдают болезнями в форме сексуальных расстройств? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.
  Известно также, что российская, а затем и советская исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и колонии) имела целью исправление и наказание осужденных. Но тюрьма не столько исправляет, сколько карает человека.
  Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания. Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность социального контроля.
  К основным факторам социального контроля можно отнести следующие.
  1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения. Эффективность предупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколько его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением.
  2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.
  3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и другие структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы).
  4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые принимали бы на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
  5. Жестокий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости, натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формируются криминальные установки и ущербное самосознание.
  6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.).
  7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников — всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.
  В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
  О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 года до 70—80 % населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территорий Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака.
  Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и что особенно опасно — число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилований — подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи!), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50—80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).
  В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с указанными группами населения. Имеется и немалый отечественный опыт (как дореволюционных, так и советского периодов).
  Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.
  Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
  Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии — социальные работники.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология социальной работы: В 5 т. Т. 3. Феноменология социального отклонения. М., 1995.
  2. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  3. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  5. Занесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь. М.: Юриздат, 1990.
  6. Иващенко Г. Т. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. М, 1996.
  7. Ковалев В.В. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  8. Криминальная мотивация. М. : Наука, 1986.
  9. Основы социальной работы: Учебник. М. : ИНФРА-М, 1997.
  10. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М. : Педагогика, 1987.
  11. Смелзер Н. Социология: Учебник. М., 1994.
  12. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. М. : Просвещение, 1987.
  13. Социально-психологические проблемы отклонений в поведении молодежи. Киев, 1989.
  14. Теория и методика социальной работы: В 2 т. М., 1993.
  15. Васильева Е.Г. Девиантное поведение: Лекции.

Вперед
 
© www.txtb.ru