Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Последствия вынужденной миграции и правовое регулирование социальной работы с мигрантами

  Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий и др.) По данным МВД и ФМС, насыщенность беженцами и вынуждеными переселенцами в России в среднем составляет 0,339 %, тогда как в Ингушетии — 25—30 %, в Северной Осетии — 6,1 %, в Воронежской области — 0,778 %, в Липецкой области — 0,541 %, Саратовской — 0,778 %, Самарской — 0, 584 %, Ульяновской — 0,536 %, Москве — 0,145 %, Санкт- Петербурге — 0,048 %. В Ставропольском крае более 50 тыс. беженцев (данные на конец 1995 г.).
  В проекте Федеральной программы действий в области прав человека отмечены «явно недостаточное, не соответствующее масштабу проблемы финансирование, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие опыта». Кроме того, отмечаются примеры негативного отношения к «пришельцам» со стороны постоянно проживающих на данной территории людей, которое порой поощряется местными органами власти. Для ослабления социальной напряженнности названный выше проект предусматривает необходимую материальную поддержку социальных прав мигрантов, коммуникативную и информационную поддержкку (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции населения), а также реализацию социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) для разных категорий граждан-служащих, в частности для социальных работников.
  Предусматривается также совершенствание законодательной базы и осуществление поэтапных шагов по расширению органов социальной защиты и социального обслуживания, специализации социальных работников для работы с мигрантами.
  Для социальных работников обьектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами. Наиболее сложные условия работы — в центрах временного размещения вынужденных переселенцев.
  В зоне осетино-ингушского конфликта, а также в Ставропольском крае на 14,5 тыс. человек создано 24 таких центра. Здесь действовали центры медико-психологической реабилитации беженцев («Баутинки», «Магри»), подвергшихся насилию в зоне вооруженных конфликтов.
  Для социальных работников в таких условиях наиболее важно снять или смягчить негативные последствия насилия с помощью индивидуальной или групповой психотерапии, технологий устранения конфликтности, развития способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости.
  Более благоприятные условия для реинтеграции мигрантов создаются в местах компактного проживания переселенцев. По России предусмотрено 107 таких мест.
  Для значительного же числа мигрантов при поддержке ФМС производится или подготавливается компактное расселение (936 тыс. человек — 9,3 тыс. семей). Здесь проблемы реин- тергации могут быть осложнены в зависимости от различных параметров среды и характеристик самого эмигранта. Отмечены еще более сложные условия реинтеграции для значительного количества вынужденных мигрантов, которые не попадают в поле государственной защиты в силу недостатка организации, значительного наплыва беженцев, нарушений прав.
  В работе с мигрантами приходится рассматривать предпосылки и характер солидарности, складывающейся на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и обществе, располагающую или нерасполагающую к солидарности, в том числе и мигрантов. Социальный работник учитывает при этом весь комплекс ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте. Он должен в нынешней ситуации действовать в нескольких направлениях, расширяя сферу своей компетентности.
  Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это — идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разьяснение прав вынужденных мигрантов.
  Социальный работник непосредственно или опосредованно опирается на помощь некоторых специализированных и государственных общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу, Российский центр помощи беженцам «Соотечественники», помогающий создавать рабочие места, предприятия, Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов, ЭКО-центр «Среда обитания», разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием.
  В данный момент на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. В будущем, однако, социальные работники смогут уделять внимание не только экстренной миграции, но и остальным ее видам, участвовать в разработке и реализации научно обоснованной политики переселения и реинтеграции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андриченко Е.В., Белоусова Л.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (Правовые проблемы) // Государство и право. 1995. № 5. С. 39-47.
  2. Доницин Ю.П., Лапин Н.Н. Вынужденные переселенцы в крупном промышленном городе Сибири // Социологические исследования. 1995. № 9.
  3. Закон РФ «О беженцах» // Российская газета. 1993. 20 марта.
  4. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» // Российская газета. 1993. 20 марта.
  5. Красинец Е. С. Международная миграция населения России в условиях перехода к рынку. М. : Наука, 1997. 192 с.
  6. Лебедев М.А. Процедуры приема беженцев и лиц в поисках убежища: потребность в стандартах//Международное право. 1997. № 4.
  7. Макарова Л.В. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен // Социологические исследования. 1995. № 12.
  8. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 253-263.
  9. Регент Т.М. Миграционный круговорот обездоленных: Из выступления на международной конференции по проблемам беженцев // Международное право. 1997. № 7. С. 118—124.
  10. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья // Социологические исследования. 1996. №11.
  11. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987.
  12. Тоцкий Н.Н. Организационно-правовые проблемы миграционной службы России // Государство и право. 1996. № 2. С. 35—44.
  13. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. Ч. 1. М.: Союз, 1994.
  14. Федеральная миграционная программа // Собр. законодательства РФ. 1994. № 18. Ст. 2065.
  15. Фисенко И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в СНГ: определение понятий // Международное право. 1994. № 4.
  16. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М., 1994—1995.

 
© www.txtb.ru