Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Выявление и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

  За последние десятилетия в мировой практике произошли определенные изменения в направлении работы служб помощи детям, что было вызвано ростом численности нуждающихся в помощи социальных служб групп детей. Это дети, растущие в бедности, воспитываемые одним родителем, внебрачные дети подростков и дети молодых работающих матерей.
  Проблема в том, что службы социального обеспечения детей имеют дело с очень большим процентом так называемых недобровольных клиентов-детей, страдающих от плохого обращения или запущенных своими родителями. В отдельные возрастные периоды работа с детьми данной категории заключается в том, чтобы избежать изьятия ребенка из семьи. Изьятие предусматривается лишь в том случае, если нахождение ребенка дома невозможно, рассматривается вопрос о помещении его в другие условия. Службы поддержки и вспомогательные службы, оказывающие помощь ребенку на дому, имеют приоритет перед службами, заменяющими семейное воспитание. Предпринимаются значительные усилия по организации новых услуг на дому и расширение их применения.
  Деятельность в защиту детей, целью которой является создание стабильных благоприятных условий для детей, сопровождается всевозрастающим признанием прав ребенка наряду с правами родителей и распространением на детей права социальной и судебной защиты.
  Сейчас превалирует более широкий подход в отношении факторов, которые следует учитывать при решении проблем, попадающих в сферу деятельности социальных служб для детей. В качестве основного клиента таких служб рассматривают, скорее, всю семью, чем ребенка. Поэтому основной упор делается на работу именно с семьей.
  Социальные службы для детей всегда несли ответственность за обеспечение детской безопасности, создание приемлемых условий проживания и хорошей обстановки в семье. В настоящее время на социальную службу возложена ответственность за поддержание цельности и стабильности хороших отношений между родителями и детьми, причем не только применительно к вполне благополучным детям, но и к имеющим серьезные социальные и эмоциональные отклонения и физические недостатки.
  Все больше внимания на современном этапе уделяется группам детей, которые до сих пор выпадали из поля зрения работников социальных служб. Постоянно пополняются семейные детские дома с усыновленными и приемными детьми.
  Службы социального обеспечения детей все более обретают правовой статус и подлежат судебной ответственности.
  В последнее время наблюдается закономерное «вторжение» в данную сферу представителей других профессий, в частности медиков и юристов, первых — в связи со случаями физического и сексуального насилия над детьми, вторых — для решения таких вопросов, как усыновление, изъятие ребенка из семьи, права родителей и детей.
  По мере усиления внешнего контроля за деятельностью социальных служб полномочия самих социальных работников уменьшаются. И хотя разработка точных и детальных законодательных норм ограничила гибкость деятельности социальных служб, осуществляется периодический контроль со стороны судов или гражданских комитетов за решениями социальных органов, касающимися жизни ребенка.
  Социальная работа играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государственные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого ухода и обращения. Социальные работники в этих ведомствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений.
  Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обращения с детьми и их нейтрализация разрабатываются и осуществляются преимущественно социальными работниками в государственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на проводимую политику и практические действия в этой сфере. Несовершеннолетние дети могут оказаться без попечения родителей в результате различных обстоятельств в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
  В большинстве случаев, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры по устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако, в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями, дети могут оказаться в угрожающем положении.
  Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц без определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи.
  В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальной задачей на сегодняшний день.
  Порядок организации учета детей, оставшихся без попечения родителей, определен в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».
  Выявление таких детей является непосредственной обязанностью должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
  Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или обьяв- лении лица умершим станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующего решения (о лишении родительских прав, признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные обьедине- ния, которые имеют сведения о таких детях, или учреждения и граждане.
  Эта обязанность, предусмотренная ч. 1 п. 2 ст. 122 СК, не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного повеления в интересах защиты прав и интересов детей и общества.
  Как правило, органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.) могут обратиться в органы опеки и попечительства.
  Согласно правилу, установленному ч. 2 п. 1 ст. 122 СК, органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно провести первичное обследование (в течение трех дней). Его цель — проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявление его родственников, которые могут обеспечить временный (ст. 123 СК) присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное учреждение социальной защиты населения.
  При первичном обследовании составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества — составлена опись и т. д.
  Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы и принимаются меры по его устройству.
  В отличие от п. 1 ст. 122 СК п. 2 данной статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.
  При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней с того дня, когда им стало об этом известно, т.е появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители указанных в п. 2 ст. 122 СК учреждений (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты) привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
  Новый Семейный кодекс вносит существенные изменения в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных).
  В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ. Основная черта и цель учета — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни органы Минобразования РФ не вправе принять решение вместо органов опеки и попечительства по поводу того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона. При невозможности передать ребенка в семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории за пределами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.
  При выборе органами опеки и попечительства форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, преимущество отдается семейным формам воспитания (передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов РФ (ч. 3 п. 1 ст. 123).
  Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения.
  Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка, с учетом конкретных обстоятельств — утраты родительского попечения и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства в семью.
  При устройстве ребенка должны также учитываться обстоятельства, указывающие на то, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
  Законами субьектов РФ могут быть определены и другие (кроме форм, установленных в СК) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов защиты несовершеннолетних детей. Во многих регионах РФ идет их активный поиск. Это — мини-детские дома, детские деревни и другие формы.
  Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.

 
© www.txtb.ru