Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Содержание Принципов дистанционного зондирования Земли

  Необходимо отметить, что деятельность в космосе по дистанционному зондированию Земли является деятельностью космической, а поэтому она должна вестись государствами с соблюдением всех имеющихся в международном космическом праве нормативных предписаний.
  3 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН (резолюция 41/65) одобрила принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства. На настоящий день данные принципы играют важную роль в международном сотрудничестве в космосе. В России, например, нет специального законодательства относительно зондирования Земли. Поэтому их положения используются для непосредственного регулирования этой важной области.
  Данный документ обязательной юридической силы не имеет. Однако как показала практика, принципы действуют уже более пятнадцати лет и их можно рассматривать в качестве обычной нормы международного космического права.
  В Принципах дистанционного зондирования Земли содержится ряд важных положений, которые оказывают влияние на практику государств в этой области. Прежде всего в них даются определения терминов, которые используются применительно к деятельности по дистанционному зондированию.
  Первый принцип всецело посвящен этому:
  1. «Дистанционное зондирование» означает зондирование поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых зондируемыми объектами, с целью лучшего распоряжения природными ресурсами, совершенствования землепользования и охраны окружающей среды.
  2. «Первичные данные» означают необработанные данные, которые получаются с помощью аппаратуры дистанционного зондирования, установленной на борту космического объекта, и передаются или доставляются на Землю из космоса посредством телеметрии и в виде электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами.
  3. «Обработанные данные» означают материалы, полученные в результате такой обработки первичных данных, которая необходима для обеспечения возможности пользоваться этими данными.
  4. «Проанализированная информация» означает информацию, полученную в результате интерпретации обработанных данных, дополнительно введенных данных и сведений из других источников.
  5. «Деятельность по дистанционному зондированию» означает эксплуатацию космических систем дистанционного зондирования, станций по приему и накоплению первичных данных и деятельность по обработке, интерпретации и распространению обработанных данных.
  Второй принцип посвящен важному положению, констатирующему, что деятельность по дистанционному зондированию Земли осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от уровня их экономического, социального или научно-технического развития, и с особым учетом нужд развивающихся стран.
  Третий принцип посвящен вопросам следования правовым нормам. Устанавливается, что деятельность по дистанционному зондированию осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и соответствующие документы Международного союза электросвязи.
  Четвертый принцип подчеркивает, что деятельность по дистанционному зондированию осуществляется в соответствии с принципами, содержащимися в ст. I Договора по космосу. Констатируется, что исследование и использование космического пространства осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от уровня их экономического или научного развития, и устанавливает принцип, в соответствии с которым космическое пространство открыто для исследования и использования на основе равенства. Эта деятельность осуществляется на основе уважения принципа полного и постоянного суверенитета всех государств и народов над своими богатствами и природными ресурсами с должным учетом признаваемых по международному праву прав и интересов других государств и организаций, находящихся под их юрисдикцией. Подобная деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы не наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства.
  Пятый принцип важен с той точки зрения, что государства, осуществляющие деятельность по дистанционному зондированию, содействуют международному сотрудничеству в этой области. Такое участие основывается в каждом случае на справедливых и взаимоприемлемых условиях.
  Шестой, седьмой и восьмой принципы также посвящены вопросам взаимодействия.
  Для получения максимальных выгод от деятельности по дистанционному зондированию государства поощряются к тому, чтобы в соглашениях или иных договоренностях предусматривались создание и эксплуатация станций по приему и накоплению данных и установок по обработке и интерпретации данных, в частности в рамках региональных соглашений и договоренностей, когда это возможно.
  Государства, участвующие в деятельности по дистанционному зондированию, предоставляют техническую помощь другим заинтересованным государствам на взаимосогласованных условиях.
  ООН и соответствующие учреждения системы ООН содействуют международному сотрудничеству, включая техническую помощь и координацию в области дистанционного зондирования.
  Девятый принцип констатирует, что в соответствии со ст. IV Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство и ст. XI Договора по космосу государство, осуществляющее программу дистанционного зондирования, информирует Генерального секретаря ООН. Кроме того, оно предоставляет в максимально возможной и практически осуществимой степени любую другую соответствующую информацию любому другому государству, в частности, любому развивающемуся государству, из числа затрагиваемых этой программой, по его просьбе.
  Десятый принцип предусматривает, что дистанционное зондирование должно содействовать охране природной среды Земли. С этой целью участвующие в деятельности по дистанционному зондированию государства, которые установили, что в их распоряжении имеется информация, способная предотвратить любое вредное для природной среды Земли явление, сообщают эту информацию соответствующим государствам.
  Согласно одиннадцатому принципу дистанционное зондирование должно содействовать защите человечества от стихийных бедствий. С этой целью участвующие в деятельности по дистанционному зондированию государства, которые установили, что в их распоряжении имеются обработанные данные и проанализированная информация, могущие быть полезными для государств, пострадавших от стихийных бедствий, передают такие данные и информацию соответствующим государствам по возможности в кратчайшие сроки.
  Двенадцатый принцип представляет особый интерес. В нем говорится, что как только получены первичные и обработанные данные по территории государства, находящейся под его юрисдикцией, зондируемому государству предоставляется доступ к ним на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты. Зондируемому государству предоставляется также доступ к проанализированной информации по территории, находящейся под его юрисдикцией, которой располагает любое государство, участвующее в деятельности по дистанционному зондированию на той же основе и тех же условиях. Особо принимаются во внимание нужды и интересы развивающихся стран в этой сфере.
  Тринадцатый принцип отмечает, что для поощрения и активизации международного сотрудничества, особенно с учетом нужд развивающихся стран, государство, осуществляющее дистанционное зондирование Земли из космоса, вступает по просьбе в консультации с государством, территория которого зондируется, с целью предоставления возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.
  Четырнадцатый принцип является очень важным с точки зрения философии международного сотрудничества в космосе.
  В соответствии со ст. IV Договора по космосу, государства, эксплуатирующие спутники дистанционного зондирования, несут международную ответственность за свою деятельность и обеспечивают условия для проведения такой деятельности в соответствии с принципами ДЗЗ и нормами международного права, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами или в рамках международных организаций, которые возглавляются указанными государствами. Этот принцип не затрагивает применимости норм международного права об ответственности государств за деятельность по дистанционному зондированию.
  Пятнадцатый принцип посвящен процедуре урегулирования споров. Любой спор, возникающий из применения принципов ДЗЗ, разрешается с помощью установленных процедур мирного урегулирования споров.


 
© www.txtb.ru