Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 7. Наступление ответственности в зависимости от характера космической деятельности, причинившей ущерб

  Кроме разделения ответственности в международном космическом праве на такие виды, как политическая, материальная и космическая правовая имущественная ответственность, могут быть выделены различия в ее наступлении в зависимости от характера деятельности государства, ответственного за наступление ущерба. В соответствии с выделенным критерием ответственность по международному космическому праву может быть дифференцирована на три разновидности:
  1) ответственность за вред, возникший вследствие осуществления государством деятельности, которая соответствует как международному публичному праву, так и международному космическому праву;
  2) ответственность за вред, причиненный космическими объектами в результате осуществления государством такой деятельности, которая представляет собой международное правонарушение;
  3) ответственность за деликт космического права.
  Первый вид ответственности — ответственность за правомерную деятельность, установлен для случая, когда космический объект причиняет вред на поверхности Земли (включая вред, причиненный воздушному судну, находящемуся в полете).
  В ст. I Договора по космосу записано, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами и что оно свободно для научных исследований. Тем самым устанавливается свобода космических запусков, поскольку основной путь исследования и использования космического пространства — запуск объектов. Договор, следовательно, предоставляет государствам право запускать объекты в космическое пространство. Поэтому запуск космического объекта — действие соответствующее как нормам международного публичного, так и космического права.
  По международному космическому праву падение космического объекта одного государства на территорию другого государства не является само по себе правонарушением. Это объясняется следующим.
  Во-первых, из принципа свободы научных исследований вытекает, что каждое государство имеет право определять путь движения своего аппарата в космическом пространстве. Особый интерес для исследования и использования космического пространства имеют две категории аппаратов — возвращаемые на Землю и помещаемые на околоземную орбиту. И те, и другие рано или поздно возвращаются на Землю.
  Во-вторых, из этого принципа вытекает, что государство имеет право запускать в космос объекты любых весовых характеристик, а значит, направлять в космос объекты безотносительно к тому, обеспечено их полное сгорание при прохождении плотных слоев атмосферы или нет.
  В-третьих, из принципа свободы научных исследований в космосе следует, что аварийные или совершающие неконтролируемый полет космические объекты государства могут приземляться и вне пределов его территории. Это предусмотрено ст. VIII Договора по космосу, возлагающей на государства обязанность возвращать иностранные космические объекты, а также соответствующими статьями Соглашения о спасании 1968 г.
  Второй вид ответственности по международному космическому праву — ответственность за международное правонарушение. Она наступает за причиненный вред, который явился результатом деятельности государства, не соответствующей международному праву, включая, в частности, Устав ООН и Договор по космосу.
  В рамках второго вида необходимо прежде всего выделить ответственность за такие международные правонарушения, которые представляют собой посягательство на коренные основы международных правоотношений, в том числе и отношений в космосе. Ответственность данного вида наступила бы, если, например, какое-либо государство, в нарушение ст. IV Договора по космосу, разместило на поверхности небесного тела ядерное оружие.
  Этим видом ответственности охватывается ответственность и за такие международные правонарушения, которые наносят ущерб интересам отдельных государств. В частности, если государство преднамеренно посадило бы свой космический объект на объект (сооружение) другого государства на поверхности небесного тела, осуществляя свою деятельность, которая не соответствует международному праву, включая Устав ООН и Договор по космосу.
  В соответствии с Уставом ООН государства должны жить в мире, как добрые соседи, а ст. IX Договора по космосу обязывает участников осуществлять свою деятельность в космическом пространстве «с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников». Поэтому такое государство должно было бы нести ответственность рассматриваемого вида.
  При всех видах космической правовой ответственности за международное правонарушение речь идет о репарациях. Они отнюдь не исчерпывают всю международно-правовую ответственность. Государство, совершившее международное правонарушение, помимо возмещения ущерба, причиненного космическим объектом, должно нести и всю полноту политической ответственности.
  Особенность международного космического права состоит в том, что оно устанавливает детальную регламентацию репараций за международные правонарушения. При этом они, в основном, регулируются теми же самыми правовыми нормами, что и ответственность первого вида (за правомерное действие).
  Третий вид ответственности по международному космическому праву — ответственность за деликт международного космического права. Речь идет о случае, когда одному космическому объекту причинен ущерб вторым космическим объектом по вине другого государства.
  Этот вид ответственности объединяет с двумя рассмотренными то, что она имеет стоимостный характер и возникает вследствие причинения вреда космическому объекту. Однако в отличие от первого вида ответственности здесь имеет место правонарушение. Эта черта сближает его со вторым видом ответственности. Но между ними имеется и существенное различие, вытекающее из характера правонарушения. В данном случае государство-правонарушитель не осуществляет деятельности, которая не соответствует международному праву, включая Устав ООН и Договор по космосу. Оно не посягает ни на основы международного правопорядка в космосе, ни на интересы отдельного государства, защищаемые международным правом. Речь идет о менее значительном правонарушении, которое условно можно назвать деликтом международного космического права. Такой деликт представляет собой нарушение тех норм международного космического права, которые не выражают основных принципов этой отрасли права.
  В качестве примера деликта международного космического права можно привести ненадлежащее маневрирование одного космического объекта в отношении другого, не представляющее собой нарушения основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
  На настоящий момент еще нет системы правил предупреждения столкновений космических объектов. Вместе с этим, с дальнейшей активизацией деятельности в космосе все острее будет чувствоваться необходимость в их разработке. Действующее ныне международное космическое право предусматривает лишь один вид космического правового деликта — причинение ущерба одним космическим объектом другому.
  Со временем, по мере освоения космического пространства и небесных тел как в космосе, так и на поверхности Луны и планет будет увеличиваться количество баз, обитаемых станций. Интенсивность деятельности человека и движения космических аппаратов будут все возрастать. Это вызовет объективную необходимость детальной регламентации как правил поведения в космическом пространстве и на поверхности небесных тел, так и ответственности за нарушение установленных правил.

 
© www.txtb.ru