Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 3. Право посещения как способ осуществления взаимного контроля над космической деятельностью

  Особое значение для правового режима небесных тел имеет положение относительно так называемого «права посещения». Это право предусматривается ст. XII Договора по космосу и подтверждается п. 1 ст. 15 Соглашения о Луне 1979 г.
  Статья XII Договора по космосу устанавливает, что «все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств-участников настоящего Договора на основе взаимности». Более подробно и конкретно положение о «праве посещения» сформулировано в ст. 15 Соглашения о деятельности государств на Луне. В этой статье раскрывается смысл предоставления «права посещения»: «каждое государство-участник может убедиться в том, что деятельность других государств-участников... осуществляется в соответствии с положениями настоящего Соглашения». Повторив далее содержание ст. XII Договора по космосу, Соглашение 1979 г. затем добавляет, что любое государство-участник может «действовать самостоятельно или при полной или частичной помощи другого государства-участника или через посредство соответствующих международных процедур в рамках Организации Объединенных Наций и согласно Уставу», однако только «в соответствии с настоящей статьей». Поэтому, согласно условиям, изложенным в статье, никакое государство не вправе действовать произвольно, т.е. само определять время и обстоятельства своего «визита».
  Установление таких норм в международном космическом праве связано в первую очередь с проверкой выполнения требований статей Договора по космосу 1967 г. и Соглашения 1979 г., запрещающих военную деятельность на Луне и других небесных телах. Кроме того, как Договор по космосу, так и Соглашение о Луне содержат и иные предписания, обязательные для всех государств-исследователей. Поэтому право посещения должно применяться и как средство взаимного контроля за соблюдением других требований режима небесных тел, например, по соблюдению требований охраны природной среды небесного тела (ст. 7 Соглашения о Луне).
  Как устанавливает ст. 15 Соглашения о Луне, для того чтобы государство-участник могло убедиться в том, что деятельность других участников на Луне не нарушает положений Соглашения, «все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне открыты для других государств-участников». В статье говорится о «принятии мер предосторожности» при планируемом посещении, о чем государство сообщает «в разумно заблаговременные сроки». Это необходимо, объясняется в статье, для того, чтобы принять «максимальные меры предосторожности для обеспечения безопасности и избежания помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению».
  В случае, если у государства-участника появились основания считать, что другое государство не выполняет обязательств, возлагаемых на него Соглашением, или оно нарушает права, которыми первое государство пользуется в соответствии с Соглашением, предусматривается возможность проведения консультаций с этим государством, в которых может принять участие по его требованию и любое другое заинтересованное государство. При проведении таких консультаций государства-участники обязаны «стремиться к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывать права и интересы» всех других государств- участников. Генеральный секретарь ООН, которому должна направляться информация о результатах консультаций, передает ее всем заинтересованным странам (п. 2 ст. 15). Если такие консультации окажутся неэффективными, заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными средствами «по своему выбору и в соответствии с обстоятельствами и характером спора», в том числе и обращение за содействием к Генеральному секретарю ООН, «не заручаясь согласием другой стороны в споре» (п. 3 ст. 15).
  Представляется, что в ст. XII Договора по космосу и в ст. 15 Соглашения о Луне прежде всего имеется в виду именно объект, имеющий персонал на своем борту, поскольку в ней говорится, что о проектируемом посещении эти представители обязаны «заблаговременно» сообщить, чтобы «позволить провести соответствующие консультации и меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению». Скорее всего, такие «меры предосторожности» способны принять именно люди, работающие на станции, — ее персонал. Однако такой проверке может быть подвергнуты и объекты, не имеющие персонала: бурильные установки, сейсмическая аппаратура и др. Вместе с тем, установленное требование о заблаговременном уведомлении посещения должно соблюдаться. При этом при посещении такого объекта должны присутствовать представители его государства регистрации.
  Содержание ст. 15 Соглашения 1979 г. полностью соответствует ст. I Договора по космосу, провозгласившей, что исследование и использование Луны являются «достоянием всего человечества» и осуществляются «на благо и в интересах всех стран». Однако необходимо было установить определенные ограничения права посещения станций и установок на Луне с тем, чтобы не допустить произвольного толкования принципа свободы научных исследований на Луне.
  При обсуждении проекта Договора 1967 г. США, например, предлагали установить безусловный порядок посещений установок на Луне. В американском проекте предусматривалось, что «все районы небесных тел, включая все станции, устройства, оборудование, космические корабли на небесных телах будут в любое время открыты для представителей других государств, осуществляющих деятельность на небесных телах». По мнению большинства представителей в Комитете ООН по космосу, такое положение могло бы стать помехой при осуществлении государствами деятельности на Луне.

 
© www.txtb.ru