Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации

  Образование Президентом РФ семи федеральных округов повлекло за собой реформирование всей системы органов исполнительной власти. Начатые преобразования вызвали определенные изменения и в системе МВД России. Так, Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»290 установлено, что окружными подразделениями МВД являются главные управления МВД России по федеральным округам (главные управления по федеральным округам).
  Президент определил, что главными задачами главных управлений по федеральным округам являются:
  1) координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах;
  2) организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;
  3) организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах.
  Министром внутренних дел РФ в целях реализации Указа Президента от 4 июня 2001 г. № 644 утверждены положения о главных управлениях МВД России по соответствующему федеральному округу.
  Так, приказом МВД России от 11 августа 2001 г. № 730 утверждено Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.
  Структура Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу построена следующим образом. Возглавляет ее начальник, при котором непосредственно образованы: секретариат, пресс-служба, группа взаимодействия с МВД России, группа правового обеспечения, отдел собственной безопасности, отдел кадров.
  Начальник Главного управления имеет трех заместителей.
  Первому заместителю подчинены следующие подразделения: управление координации анализа; отдел по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями; отдел по контролю и взаимодействию с органами внутренних дел; организационно-плановый отдел; информационно-аналитический отдел; дежурная часть.
  Второй заместитель начальника Главного управления — начальник оперативно-розыскного бюро, которому подчинены: 1-й отдел анализа и информации; 2-, 3- и 4-й отделы по борьбе с межрегиональными преступными группами; 5-й отдел по борьбе с проявлениями терроризма и похищениями людей; 6-й отдел по борьбе с экономическими преступлениями; 7-й отдел по борьбе с коррупцией.
  Третий заместитель — заместитель начальника по тылу, который отвечает за отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономический отдел; комендантское отделение и автохозяйство.
  Следует сказать, что руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Отметим также, что создание главных управлений по федеральным округам осуществляется в пределах общей штатной численности органов внутренних дел.
  Рассмотрим, далее, задачи, функции и структуру органов внутренних субъектов Федерации.
  Министерство внутренних дел республики, Главное управление (управление) внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов является органом исполнительной власти субъектов Федерации, входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством РФ.
  МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации подчиняются МВД России. Координацию деятельности этих органов осуществляет Главное управление МВД России по федеральному органу.
  Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта Федерации осуществляют контроль за деятельностью милиции общественной безопасности субъекта Федерации. При этом они не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
  МВД республики возглавляет министр внутренних дел, ГУВД, УВД — соответствующий начальник. Руководители МВД, ГУВД. УВД назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. При этом выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Федерации.
  Руководство конкретными направлениями деятельности МВД, ГУВД, УВД в соответствии с распределением сфер руководства осуществляют заместители министра внутренних дел республики, начальника ГУВД, УВД.
  МВД, ГУВД, УВД в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Уставами), законами и иными правовыми актами республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, нормативными правовыми актами МВД России, а также приказами начальника Главного управления МВД России по федеральному округу.
  Деятельность МВД, ГУВД, УВД строится в соответствии с принципами уважения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с другими государственными органами и общественными объединениями и гражданами.
  МВД, ГУВД, УВД возглавляет систему органов внутренних дел на территории республики, края, области, в которую входят: управления (отделы) внутренних дел районов, городов, районов в городах.
  Основными задачами МВД, ГУВД, УВД являются:
  1) обеспечение охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации;
  2) обеспечение предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов внутренних дел;
  3) обеспечение расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел;
  4) обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта Федерации;
  5) организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, на территории субъекта Федерации;
  6) организация и осуществление в пределах полномочий органов внутренних дел контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью на территории субъекта Федерации;
  7) обеспечение в пределах полномочий органов внутренних дел исполнения законодательства РФ о гражданстве Российской Федерации и регистрационном учете граждан.
  8) участие в реализации миграционной политики на территории субъекта Федерации;
  9) организация на территории субъекта Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам;
  10) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел;
  11) руководство управлениями (отделами) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований субъекта Федерации, другими подчиненными подразделениями и организациями.
  Специфика деятельности МВД, ГУВД, УВД заключается в том что: а) решение задач, возложенных на указанные органы внутренних дел осуществляются в пределах территории республики, края, области, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов; б) они не руководят внутренними войсками, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, органами внутренних дел на транспорте.
  Указанные органы внутренних дел разрабатывают и реализуют комплексные программы по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, совершенствованию деятельности органов внутренних дел республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, участвуют в формировании и выполнении федеральных и региональных программ по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.
  Основное содержание деятельности МВД, ГУВД, УВД направлено на организацию непосредственного управления районными, городскими органами и другими подразделениями органов внутренних дел.
  Оперативно-распорядительное воздействие на горрайорганы внутренних дел проявляется, прежде всего, в анализе информации, характеризующей деятельность этих органов, позволяющей видеть тенденции в динамике и структуре преступности, определять причины происходящих изменений. Это позволяет им, исходя из реально складывающейся оперативной обстановки, рационально организовывать обеспечение правопорядка на улицах, площадях, спортивных сооружениях и других общественных местах. Кроме этого, они организуют работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений, устранению условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание и производство предварительного следствия. Непосредственно осуществляет работу по выявлению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, расследованию уголовных дел о данных преступлениях; оказывают помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений.
  В деятельности МВД, ГУВД, УВД по руководству подчиненными органами внутренних дел важное место отводится правотворческой деятельности, которая осуществляется:
  а) в обобщении практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, ГУВД, УВД, разработке и внесении в установленном порядке предложений по его совершенствованию;
  б) в подготовке и издании нормативных правовых актов, связанных с деятельностью органов внутренних дел.
  Посредством правовых актов определяется компетенция отдельных категорий должностных лиц, вводится в действие методические рекомендации по осуществлению различных видов оперативно- служебной деятельности и др.
  МВД, ГУВД, УВД организуют и непосредственно осуществляют на территории обслуживания розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством; осуществляют в установленном порядке учет и регистрацию преступлений и административных правонарушений, формирование и ведение оперативно- справочных и розыскных учетов, а также анализ результатов оперативно-служебной деятельности, контролируют ведение соответствующих форм учетов в подведомственных органах внутренних дел, принимают меры к своевременному пополнению данных учетов на федеральном уровне; организуют и осуществляют производство экспертиз, обеспечивают участие специалистов экспертно-криминалистических подразделений в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.
  МВД, ГУВД, УВД организуют работу изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, конвойных подразделений милиции, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивают исполнение в пределах компетенции органов внутренних дел административных наказаний; организуют на основе договоров с собственниками охрану принадлежащего им имущества; обеспечивают исполнение органами внутренних дел законодательных и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам частной детективной и охранной деятельности; организуют работу подведомственных органов внутренних дел по осуществлению контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; выдают и контролируют выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему юридическим лицам; на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам РФ; выдают разрешения на хранение и ношение наградного оружия; на использование оружия (в тире, стрелковом — стендовом комплексе, стрельбище); организуют и участвуют в реализации законодательства о гражданстве, свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; обеспечивают контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России и транзитного проезда через территорию России; организуют и осуществляют контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства о безопасности дорожного движения и подзаконных нормативных правовых актов, прием экзаменов на право управления автомототранспортом, их регистрацию и выдачу соответствующих документов; учет дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
  Новым направлением деятельности МВД, ГУВД, УВД является их участие в осуществлении миграционной политики. В целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» и постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. № 327 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» приказом МВД России от 31 мая № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации в области миграции» на эти органы внутренних дел возложены следующие функции:
  — подготовка на основе анализа миграционных процессов в субъектах Российской Федерации предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;
  — подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
  — обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
  — участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и др.функции.
  МВД, ГУВД, УВД при осложнении оперативной обстановки на территории районов и городов силами своих сотрудников и привлекаемыми приданными силами принимают непосредственное участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Кроме этого, организуют и участвуют в проведении комплексных оперативно-профилактических операций, таких как «Вихрь», «Антитеррор» и др.
  МВД, ГУВД, УВД большое внимание уделяют контролю и проверке исполнения. Осуществление контроля и проверки исполнения дает возможность МВД, ГУВД, УВД определить стиль и методы руководства, позитивные и негативные стороны деятельности подчиненных органов, видеть реальное состояние дел в каждом подчиненном объекте, своевременно вскрывать допущенные отклонения от заданных параметров, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков, мешающих эффективному функционированию подчиненных органов, служб и подразделений.
  МВД, ГУВД, УВД в установленном порядке осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных органов, подразделений и организаций, организуют и проводят контрольно-ревизионную работу, осуществляют работу по подбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке, обеспечению социально-правовой защиты сотрудников аппарата этих органов, а также подведомственных им службам, подразделениям и органам внутренних дел; осуществляют правовую работу, оказывают практическую и методическую помощь в организации этой деятельности подведомственными органами; выявляют, обобщают и проводят работу по распространению и внедрению положительного опыта в деятельности подчиненных объектов.
  Функции МВД, ГУВД, УВД реализуются, как было рассмотрено выше, в двух основных формах: 1) руководство горрайорганами внутренних дел, подразделениями милиции и других подразделений и организаций на территории республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; 2) непосредственная деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
  В соответствии с реализуемыми функциями создается структура МВД, ГУВД, УВД, которая основывается на линейно-отраслевом и функциональном принципах. Для определения структуры этих органов МВД России разработана методика расчета штатной численности аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. Они распределяются на категории, исходя из общей штатной численности личного состава подчиненных им органов внутренних дел, количества проживающего населения, складывающейся оперативной обстановки и других факторов.
  Структуру МВД, ГУВД, УВД составляет руководство, в состав которого входят: министр, начальник ГУВД, УВД, их заместители, коллегия, а также подразделения общего управления, отраслевые и функциональные службы.
  В МВД, ГУВД, УВД для решения наиболее важных вопросов образуется коллегия в составе министра, начальника ГУВД, УВД, их заместителей и других руководителей. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляется приказами министра, начальника ГУВД, УВД. В случае разногласий между членами коллегии и министром, начальником ГУВД, УВД последние проводят свои решения, докладывая об этом в МВД России и, соответственно, органам исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Члены коллегии также могут сообщать свое мнение в указанные органы.
  Функции общего управления в МВД, ГУВД, УВД осуществляют штабы. Отраслевые функции МВД, ГУВД, УВД реализуют отраслевые управления (отделы, отделения) криминальной милиции, в состав которой входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др., а также милиции общественной безопасности, в состав которой входят дежурные части, подразделения дознания, по организации работы участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. К отраслевым структурам относятся также следственные подразделения, подразделения по делам миграции.
  Оперативный и инспекторский состав указанных подразделений и служб, наряду с решением задач по борьбе с преступностью и других вопросов, закрепляются по линиям своей деятельности за конкретными горрайорганами внутренних дел для оказания методической, а при необходимости, и практической помощи, а также осуществления контроля за деятельностью соответствующих служб и подразделений.
  Обеспечивающие функции реализуют функциональные структурные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. К ним относятся: управление (отдел) кадров, финансово-экономический, хозяйственный и другие управления (отделы).
  МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и со своим наименованием.
  Контроль за работой МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации осуществляют МВД России, Главные управления МВД России по федеральным округам и органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Федерации.
  В настоящее время действуют 21 министерство, 20 ГУВД и 47 УВД субъектов Федерации, перечень которых утвержден приказом МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730.

 
© www.txtb.ru