Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4. Производство по делам об административных правонарушениях

  Самое значительное место в структуре административного процесса занимает производство по делам об административных правонарушениях (административная юрисдикция). Оно складывается из последовательно совершаемых процессуальных действий и движется по определенным взаимосвязанным этапам, которые называются стадиями производства. Каждая стадия имеет присущие ей задачи и включает ряд однородных процессуальных действий, обеспечивающих в своей совокупности разрешение дела об административном правонарушении.
  Поэтапное продвижение дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела и его разрешения установлено законодательством РФ (разд. IV и V КоАП РФ).
  Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
  — всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
  — разрешение его в точном соответствии с законом;
  — обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  — выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
  Каждый орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, должно учитывать обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. К таким обстоятельствам закон относит:
  — отсутствие события и состава административного правонарушения;
  — отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16-летнего возраста или невменяемость лица, совершившего правонарушение;
  — действие лица в состоянии крайней необходимости;
  — издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  — отмену акта, устанавливающего административную ответственность;
  — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  — наличие по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  — смерть лица, в отношении которого было ведется производство по делу об административном правонарушении.
  Если перечисленных обстоятельств не существует, производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие стадии:
  1) возбуждение дела об административном правонарушении,
  2) рассмотрение дела об административном правонарушении,
  3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях,
  4) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  — поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  — сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
  — составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  — составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  — оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении.
  Кодекс содержит перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. К таким лицам отнесены: сотрудники органов внутренних дел; должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов ведомственной охраны; должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных объединений; должностные лица налоговых органов; должностные лица таможенных органов; должностные лица пограничных органов; должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и другие должностные лица, указанные в ст. 28.3 КоАП РФ.
  Сроки составления протокола об административном правонарушении:
  — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице;
  — протокол составляется после окончания административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.
  Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность применения наказания без составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП РФ), если за правонарушение может быть назначено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 10 МРОТ.
  Итак, при выявлении факта правонарушения и правонарушителя уполномоченное на то лицо (например, сотрудник милиции) вправе:
  а) подвергнуть административному наказанию нарушителя на месте без составления протокола;
  б) составить протокол на месте, если правонарушитель оспаривает налагаемое на него наказание или если составление протокола является обязательным;
  в) доставить правонарушителя в милицию, другой государственный орган для составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным.
  При составлении протокола об административном правонарушении в нем указывается: дата и место его совершения; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
  Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
  В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Нарушитель вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
  При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Кроме того, в соответствии с этой же статьей ему должна быть вручена копия протокола по его просьбе, а также по просьбе потерпевшего.
  В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, допускается административное задержание лица и другие меры обеспечения производства по делу, рассмотренные нами ранее.
  При составлении даже минимального числа разных протоколов дело об административном правонарушении может содержать следующие документы:
  1) протокол сотрудника милиции о доставлении правонарушителя в орган внутренних дел;
  2) протокол об административном задержании нарушителя;
  3) протокол об административном правонарушении;
  4) справку о проверке по центральному адресному бюро (ЦАБ) или паспортному подразделению о регистрации нарушителя по месту жительства или пребывания;
  5) справку о проверке по информационному центру МВД, ГУВД (УВД) субъекта Федерации о фактах привлечения ранее лица к административной ответственности;
  6) объяснения нарушителя и свидетелей;
  7) протоколы: личного досмотра или досмотра вещей, товаров, транспорта, изъятия вещей и другие необходимые в каждом конкретном случае документы.
  С момента получения судьей, должностным лицом (например, начальником органа внутренних дел) дела об административном правонарушении от сотрудника, возбудившего дело, начинается следующая стадия — рассмотрение дела об административном правонарушении.
  В соответствии с гл. 22 и 23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:
  — судьями (мировыми судьями);
  — комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  — федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями и территориальными органами.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматриваются:
  — мировыми судьями;
  — комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  — уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  — административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации.
  В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
  В случае изменения наименований органа, учреждения должностные лица этих органов продолжают осуществлять полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Федерации соответствующих изменений.
  Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела выясняют следующие вопросы:
  1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом: а) является родственником лица, участвующего в производстве; б) лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела;
  3) правильно ли составлены протокол (лы) и другие материалы дела;
  4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6) имеются ли ходатайства и отводы.
  При подготовке к рассмотрению дела в случае необходимости выносится определение:
  — о назначении времени и места рассмотрения дела;
  — о вызове лиц, об истребовании дополнительных материалов, проведении экспертизы;
  — об отложении рассмотрения дела;
  — о возвращении протокола и других материалов дела из-за неправильного их оформления;
  — о передаче материалов по подведомственности.
  При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится постановление о прекращении дела.
  Дела об административном правонарушении рассматриваются по месту его совершения или по ходатайству правонарушителя — по месту его жительства. Дело может быть рассмотрено по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, дело об административном правонарушении несовершеннолетнего может быть рассмотрено по его месту жительства, а по делу о лишении права управления транспортным средством — по месту его учета.
  Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в следующие сроки:
  — в 15-дневный срок со дня получения дела судьей, должностным лицом;
  — в течение одного месяца на основании определения о продлении срока рассмотрения дела;
  — в течение пяти дней по делам об административных правонарушениях, посягающим на права граждан по участию их в выборах и референдумах;
  — не позднее 48 часов с момента административного задержания нарушителя;
  — в течение дня при получении протокола об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест.
  По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:
  — о назначении административного наказания;
  — о прекращении производства по делу.
  Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:
  — наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;
  — объявления устного замечания;
  — прекращения производства по делу и передачи материалов прокурору в дознание или предварительного следствия при наличии признаков преступления.
  Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения.
  Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его представителю или представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается этим лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.
  По результатам рассмотрения дела может быть вынесено также определение:
  1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
  2) о передаче дела по подведомственности.
  Следующей стадией производства является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
  Постановление по делу может быть обжаловано:
  — вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  — вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  — вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
  Постановление по делу об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд.
  Каков же порядок подачи жалобы? Жалоба на постановление по делу подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые в течение трех суток со дня поступления жалобы обязаны направить ее со всеми материалами в вышестоящий суд, орган или должностному лицу.
  Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, орган, должностному лицу. Срок обжалования по делу — в течение 10 дней со дня вручения или получении копии постановления.
  Сроки рассмотрения жалобы — в течение 10 дней со дня ее поступления, а жалоба об административном аресте — в течение суток с момента подачи жалобы.
  По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
  1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение лицу, полномочному рассматривать дело;
  5) об отмене постановления и о направлении дела по подведомственности.
  Оглашение решения, принятого по жалобе:
  а) немедленно после его вынесения;
  6) в день вынесения решения по жалобе административно арестованного лица.
  Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
  Завершающей стадией производства является исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Рассмотрим вначале общие положения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
  Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
  1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
  2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если это решение не было обжаловано или опротестовано вновь, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
  Постановление по делу подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.
  Обращение постановления по делу к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление в течение трех суток со дня вступления его в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы или протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
  Приведение в исполнение постановления по делу осуществляется органами и лицами, вынесшими постановление.
  Отсрочка и рассрочка исполнения постановления по делу применяются при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного ареста, лишения специального права или административного штрафа невозможно в установленные сроки. Судья, орган должностное лицо могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.
  Законодателем также предусмотрена возможность приостановления исполнения постановления.
  Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление до рассмотрения протеста, кроме постановления об административном аресте, исполнение которого не приостанавливается при принесении протеста прокурора.
  Судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
  1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение наказания;
  2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  3) смерти лица или объявления его умершим в установленном порядке;
  4) истечения сроков давности исполнения постановления;
  5) отмены постановления.
  Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении наказания, а также взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей и другими лицами в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
  Какова же давность исполнения постановления? Постановление о назначении наказания не подлежит исполнению в случае, если постановление не было приведено в исполнение в течение одного года со дня вступления его в законную силу.
  Течение срока давности прерывается в случае, если лицо уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания.
  Течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения наказания.
  Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводящим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
  Если постановление не исполнено или исполнено не полностью, составляется акт, который утверждается вышестоящим должностным лицом и направляется вместе с постановлением судье и другим лицам, вынесшим постановление.
  Рассмотрим исполнение отдельных видов наказаний.
  Исполнение штрафа за административное правонарушение. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
  В случае взимания штрафа на месте лицу выдается постановление-квитанция с указанием должности, фамилии, инициалов должностного лица, назначившего наказание, даты и суммы штрафа.
  При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
  При неуплате штрафа в срок копия постановления направляется:
  — в отношении физического лица — в организацию в которой он работает, учится или получает пенсию для удержания суммы штрафа;
  — в отношении юридического лица в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов этого лица.
  Если физическое лицо не работает либо взыскание суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, на счетах юридического лица отсутствуют денежные средства, постановление о наложении штрафа направляется судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество.
  Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
  В случае, если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца.
  Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и его исполнение. Исполнение постановления возлагается на судебных приставов-исполнителей, кроме исполнения постановлений о возмездном изъятии оружия и боевых припасов, которые исполняются органами внутренних дел.
  Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и его исполнение. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.
  Лишение специального права и его исполнение. Постановление о лишении права управления транспортными средствами исполняется органами внутренних дел, за исключением тракторов, самоходных машин и других видов техники, постановления по которым исполняются должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за такими видами техники.
  Постановления судьи о лишении права управлять судном исполняется должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил пользования судами.
  Постановления судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за связью, а постановления о лишении права охоты — должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением права охоты.
  Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется путем изъятия водительского удостоверения или специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств либо охотничьего билета.
  Следует обратить внимание на исчисление срока лишения специального права — со дня вступления в законную силу постановления о назначении этого вида наказания либо со дня изъятия соответствующего документа при уклонении лица от его сдачи.
  По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
  Административный арест и его исполнение. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
  Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
  Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста».179 Положением определено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
  Специальные приемники (спецприемники) для содержания лиц, арестованных в административном порядке, являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются решениями органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации.
  Основными задачами специальных приемников являются:
  — исполнение постановлений уполномоченных должностных лиц об административном аресте;
  — обеспечение режима содержания в специальном приемнике лиц, арестованных в административном порядке;
  — проведение профилактической работы, направленной на предотвращение совершения лицами, содержащимися в специальном приемнике, противоправных деяний в дальнейшем.
  В специальных приемниках оборудуются:
  а) камеры для отдельного содержания мужчин и женщин;
  б) комнаты для дежурных, начальника спецприемника, медицинского работника, инспекторов и обслуживающего персонала;
  г) душевая, дезинфекционная камера, сушилка, помещение для подогрева и приема пищи, кладовая для хранения вещей, санузел;
  д) кабинеты для проведения оперативной работы;
  е) помещение для дактилоскопирования и фотографирования;
  ж) здравпункт и медицинский изолятор для больных;
  Специальные приемники принимают арестованных круглосуточно при наличии следующих документов:
  — копии постановления судьи о применении административного ареста, заверенной его подписью и скрепленной гербовой печатью;
  — документ, удостоверяющий личность арестованного.
  Дежурный по специальному приемнику при приеме арестованного сверяет записи в постановлении об аресте с данными о личности доставленного и проверяет наличие вещей, предметов и ценностей, перечисленных в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.
  Всем арестованным, вновь поступившим в специальный приемник, медицинским работником проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.
  Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, освобождаются из специального приемника с выдачей изъятых у них вещей, предметов и ценностей и направляются в соответствующее лечебное учреждение. Об этом факте в течение суток извещаются судья или орган, оформивший материал, а также сообщается их близким родственникам.
  Перед водворением в камеру арестованные досматриваются. У них изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей, за исключением предметов, которыми можно нанести вред жизни или здоровью, а также квитанции на изъятые вещи, предметы и ценности. Изъятое подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.
  Лица, доставленные в специальный приемник, подлежат регистрации в журнале, на каждого арестованного оформляется учетная карточка и личное дело. Кроме того, в соответствии с Законом «О милиции» арестованные фотографируются и дактилоскопируются.
  Режим содержания арестованных означает, что они содержатся в закрытых на замках камерах под постоянной охраной.
  Отдельно содержатся:
  — мужчины от женщин;
  — курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий);
  — арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  — иностранные граждане и лица без гражданства;
  — больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;
  — арестованные, которые решением начальника специального приемника выведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.
  Камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемым к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Арестованные обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями, но только на время сна. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров.
  Арестованные обеспечиваются питанием по установленной норме питания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 833 «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы». Для обеспечения арестованных горячей пищей руководство органа внутренних дел заключает договор о поставке пищи с предприятием общественного питания.
  Арестованные обязаны выполнять правила и распорядок дня.
  Лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы с их согласия на физических работах. Использование на физических работах осуществляется по заявкам руководителей организаций согласно договору по нормам и расценкам, повременно. Денежные средства за выполненную оплачиваемую работу арестованными могут быть использованы с их согласия на возмещение расходов, связанных с содержанием, питанием и медицинским обслуживанием. Вывод на работу сопровождается конвоем милиции. В случае побега арестованного ставятся в известность судья и орган внутренних дел по месту жительства. Учет выводимых на работу ведется в книге учета и использования на физических работах. Специальной одеждой и обувью обеспечиваются только те арестованные, которые используются на физических оплачиваемых работах.
  Арестованные могут быть использованы также на общественнополезных работах, собственных производственных мощностях специального приемника, а также привлекаться к работам по благоустройству органа внутренних дел и специального приемника.
  При освобождении по окончании срока взыскания под расписку выдают личные документы, вещи и ценности, за исключением тех, которые были изъяты как незаконно хранящиеся. Одновременно выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.
  Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства. Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
  1) пограничными органами — при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ;
  2) органами внутренних дел — при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, ч. 2 ст. 18.10, ст. 18.11 КоАП РФ.
  Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
  Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.
  В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
  Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.
  До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных ст. 27.6 КоАП РФ.
  Исполнение постановления о дисквалификации. Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом или путем прекращения договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом.
  Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ, куда направляются постановления копия судьи о дисквалификации. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц»182 установлено, что таким органом является МВД России.
  Административное приостановление деятельности и его исполнение. Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
  При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных постановлений об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановлении деятельности.
  При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
  Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановлении деятельности, устранены. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, составившего протокол о временном запрете деятельности.
  После исследовании представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановлении деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.

Библиографический список

  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 15, 33, 4548, 72.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»//Там же. 1997. № 30. Ст. 3591.
  Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»//Там же. 1996. № 2. Ст. 64.
  Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 19 января 1999 г. № 19 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»//Рос. газета. 1999. 26 янв.
  Указ Президента РФ от 7 ноября 2000 г. № 1848 «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами»//Рос. газета. 2000. 14 нояб.
  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»// Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 11. Ст. 192.
  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж- дан»//Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 6. Ст. 94.
  Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц»//СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3323.
  Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службе безопасности. Утв. приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 613//Рос. газета. 2001. 3 февр.
  Административно-юрисдикционный процесс: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.
  Кононов П. И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры//Государство и право. 2001. № 6. С. 16-44.
  Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения. Сборник нормативных актов. М.: Юрид. лит., 1997.
  Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2004.
  Студеникина М. Административная юрисдикция. Какой путь избрать в России?//Рос. юстиция. 1996. № 5.
  Сухарева Н. В. О состоянии административного процессуального законодательства в РФ//Рос. судья. 2001. № 1. С. 40-43.
  Якимов А. Ю. Принципы административного процесса//Государ- ство и право. 1999.№ 5. С. 5-11.
  Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции// Государство и право. 1996. № 8. С. 110-11.

 
© www.txtb.ru